Сокращение Минобороны начинается с главы Генштаба

Конфликт главы Генштаба Юрия Балуевского с министром обороны Анатолием Сердюковым, которые предлагают разные пути реформирования силового ведомства, похоже увенчался победой министра




Вчера в Министерстве обороны проходило совещание, одним из центральных пунктов повестки дня которого было сокращение центрального аппарата ведомства сразу на 30%. Первой ласточкой, похоже, оказался начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский, поскольку, по мнению ряда источников, рапорт об отставке он подал уже около трех недель назад.

Слухи об отставке Балуевского ходят на Арбатской площади уже несколько месяцев, хотя в январе президент продлил ему срок службы до 2010 г. (9 января Балуевскому исполнился 61 год, а предельный возраст службы в Вооруженных силах - 60 лет).

Сердюков и Балуевский по-разному представляют роль Генштаба в управлении вооруженными силами. Министр привел с собой команду гражданских менеджеров, он считает, что их роль в руководстве военным ведомством должна возрастать. Балуевский же придерживается более консервативных взглядов, он полагает, что основные стратегические решения должны по-прежнему приниматься в Генштабе. Эту позицию, между прочим, поддерживает и президент Владимир Путин, заявивший, что в связи с назначением министром обороны штатского Сердюкова значение Генштаба в решении именно военных вопросов увеличится. Тем не менее на практике этого пока не произошло.

Ряд изданий, в частности "Московский комсомолец", пишут, что отставка Балуевского связана с вялотекущим конфликтом с министром обороны Анатолием Сердюковым, длящимся уже несколько месяцев. Интрига началась в конце сентября, когда премьером был назначен Виктор Зубков, приходящийся министру тестем. 18 сентября Сердюков подал прошение об отставке, но за те шесть дней, пока президент не удовлетворил просьбу министра, Балуевский успел наговорить много лишнего. 20 сентября, находясь с инспекцией в Псковской области, он произнес шокировавшую многих фразу, которую хорошо запомнили в военном ведомстве: глава Генштаба предположил, что вполне успешным министром обороны может стать женщина. Тогда же Балуевский обозначил круг обязанностей министра обороны, который должен знать проблемы Вооруженных сил, и его главная функция - "чтоб солдат был накормлен, чтоб у него был новый танк".

Через некоторое время Балуевский высказал публичное несогласие с переводом Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург, который готовится по распоряжению Сердюкова.

Верным признаком предстоящей отставки, по мнению ряда экспертов, стало невключение главы Генштаба в список кандидатов в советы директоров оборонных предприятий, где он заседал много лет. Это стало еще более очевидным в начале нынешней недели, во время визита в Москву госсекретаря США Кондолизы Райс и главы Пентагона Роберта Гейтса. Балуевский не был включен в делегацию переговорщиков по проблеме ПРО. В пресс-службе Министерства обороны сообщили тогда, что Балуевский находится в плановом отпуске. Вместо него делегацию возглавил первый заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Александр Бурутин. Как раз Бурутина, между тем, называют основным претендентом на пост начальника Генштаба после отставки его нынешнего главы.

Балуевский может сдать дела уже после своего возвращения из отпуска, но некоторые военные эксперты полагают, что скорее всего это произойдет уже после инаугурации нового президента.

Сама по себе отставка начальника Генштаба не обязательно означает кадровую победу его контрагента – министра обороны Сердюкова. Будущее самого министра находится в руках избранного президента, и Сердюков вполне может быть отправлен в отставку вслед за своим первым заместителем.

Скорее всего, увольнение Балуевского может расцениваться как черная метка Сергею Иванову. Еще в бытность того министром обороны, между Министерством и Генштабом (во главе с генералом Квашниным) сложились весьма непростые отношения. Руководство Генштаба тогда фактически спровоцировало ситуацию двоевластия, превратив фигуру министра в номинальную. Упорядочить отношения между министром обороны и начальником Генштаба смог только Верховный главнокомандующий.

Многие в 2004 г. ожидали отставки Сергея Иванова, но выиграл противостояние именно он – генерал Квашнин был отправлен в отставку, а на его место была назначен Юрий Балуевский, креатура Сергея Иванова. Это решение было тем более неожиданным, что в военной карьере Балуевского не было практического опыта руководства войсковыми частями. Наиболее вероятными соперниками для новоявленного полководца считались генералы Трошев и Шпак, военные эксперты подчеркивали их не коррумпированность, авторитетность в армии и в обществе и не амбициозность. Но осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами России было поручено не боевым, а паркетному генералу.

Кстати, это была только малая победа, поскольку активно муссировались слухи, что, по примеру Японии или США, Генштаб в России может быть и вовсе упразднен, а все его полномочия будут переданы Министерству обороны.

Сегодня мало кто вспоминает о том, что армия и военно-промышленный комплекс страны, по сути, живут по так называемой "Доктрине Сергея Иванова". Еще в 2003 г. Иванов презентовал президенту свою концепцию военного строительства в России. Конечно, этот документ, хоть и рассчитан на среднесрочную перспективу, морально и политически устарел и существует номинально. Многие аналитики сходятся во мнении, что в России отсутствует внятная военная доктрина. Одно из основных направлений реформирования армии – ее оснащение, согласно президентскому посланию 2006 г., до сих пор не может быть реализовано по простой причине – Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ не успела подготовить в установленные сроки концепцию развития военно-промышленного комплекса страны. Напомним, что руководит работой Комиссии вице-премьер Сергей Иванов, а в ее состав в обязательном порядке входит и начальник Генерального Штаба.

Экспертами, в частности Институтом национальной стратегии, опубликовавшим в начале года доклад под названием «Кризис российской армии», признается, что вопреки официальной информации вооруженные силы России находятся в глубочайшем кризисе, а неблагоприятные тенденции приобрели необратимый характер.

Единственное, что еще позволяет сохранять за Россией статус великой военной державы, - ее стратегические ядерные силы. Именно ракетами в последнее время горазд был грозить натовским приспешникам генерал Балуевский. Но и в этой сфере наши дела продолжают неуклонно ухудшаться. И, видимо, это тайна только для населения и начальника Генштаба, поскольку потенциальных противников российские угрозы только умиляют.

В обозримой перспективе российская армия утратит способность обеспечивать безопасность государства от внешней агрессии, если только не будут в срочном порядке приняты основные стратегические для реформирования вооруженных сил документы и изменена кадровая политика в отношении руководства армией. Отставка паркетного генерала, прославившегося не столько делами, сколько громкими заявлениями, должна стать первым шагом в этом направлении.

Выбор читателей