Умер кинорежиссер Жюль Дассен

В Афинах на 96-м году жизни скончался известный деятель кино и театра, лауреат премии Каннского фестиваля за лучшую режиссуру, отец певца Джо Дассена и друг Альфреда Хичкока Жюль Дассен


ФОТО: АР



В Афинах на 96-м году жизни скончался американский режиссер и актер Жюль Дассен, отец известного певца Джо Дассена. Премьер-министр Греции Костас Караманлис выразил соболезнования в связи с печальным событием. "Греция оплакивает потерю редкого человека, важной творческой личности, настоящего друга. Мы скорбим о потере грека в первом поколении, который никогда не переставал демонстрировать на практике свою любовь ко всему важному и настоящему, что только рождалось в этой стране", - заявил Караманлис.

Премьер также добавил, что все, кто имел честь познакомиться с Жюлем Дассеном лично и узнать его "страстную, неутомимую творческую энергию, его благородство и умение бороться", никогда не забудут эти качества. "Для будущих поколений греков его творчество останется живым наследием", - заявил Караманлис.

Жюль Дассен - классик жанра кино нуар, лауреат Каннского кинофестиваля в номинациях "Режиссер" и "Приз за программу". Он родился 18 декабря 1911 г. в городе Миддлтаун (шт. Коннектикут) на восточном побережье США в семье еврейских иммигрантов из Одессы. Кроме Жюля, у четы Дассен было еще семь детей.

Будущий режиссер и актер начал свою театральную карьеру в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе "АРТЕФ" в 1934 г., когда театр въехал в собственное здание на Бродвее. Спустя два года после этого Дассен вошел в основной состав трупы. В то же время он начал зарабатывать на жизнь сочинением сценариев для популярной тогда радиопередачи Кейт Смит.

В 1940 г. Жюль начал работать в Голливуде. Он снимал короткометражные фильмы о знаменитых музыкантах начала ХХ века. В этот период как раз формируется его режиссерский стиль. Его первые работы, такие как "Нацистский агент", "Дело Марты" отличаются жестким сюжетом, как правило, гангстерским или шпионским. Дассен также занимается в это время экранизацией готической литературы, произведений Эдгара По и Оскара Уайльда.

Однако окончательно творческий почерк режиссера проявляется в конце 1940-х гг., когда в фильмах "Грубая сила", "Обнаженный город", "Путь воров", снятых в жанре гангстерского или криминального фильма, появились новые нотки, прежде всего, тема мужской дружбы людей "вне закона" и социально-критический портрет таких мегаполисов, как Нью-Йорк и Сан-Франциско.

В эпоху маккартизма, начавшуюся в 1950 г., Жюль Дассен остался без работы, из-за чего покинул Штаты и с 1953 г. обосновался в Париже. Там он продолжил снимать фильмы о Европе и США. Его картина "Рифифи" получила в Каннах награду как лучшая режиссерская работа в 1955 году. В том же году Дассен познакомился с греческой актрисой Мелиной Меркури, которая через 11 лет стала его второй женой. Творческий дуэт Дассена и Меркури стал необычайно популярен в Греции благодаря картине "Никогда в воскресенье", где Дассен выступил режиссером, а Мелина сыграла главную роль. Среди других известных фильмов Дассена того периода - "Кинжал Топкапи".

Позже, начиная с 1980 г., Меркури и Дассен жили в Греции, где режиссер работал, преимущественно, над театральными постановками, устав от трудностей финансирования некоммерческого кино. Его супруга после переезда стала членом парламента, а с 1981 г. - министром культуры Греции.

Отметим, что Дассен значительно пережил свою супругу, умершую в 1994 г., и сына - знаменитого эстрадного певца Джо Дассена, внезапно скончавшегося 28 лет назад в возрасте 41 года. После смерти Меркури режиссер остался жить в своем особняке в Афинах один.

Читайте также

Выбор читателей