Сибирь больше не будет гореть синим пламенем

Бесцельно сжигая попутный газ, Россия ежегодно теряет свыше 20 миллиардов долларов. Так что правительство всерьез взялось искоренять пережитки советских времен в российской экономике




Правительство всерьез взялось искоренять пережитки советских времен в российской экономике. Например, расточительную практику сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) в местах нефтепромыслов. До сих пор этот газ (сверх объемов, необходимых нефтедобывающим компаниям для собственных нужд) сжигать было выгоднее, чем использовать. Оттого и горела вся Западная Сибирь синим пламенем.

Впрочем, до некоторых пор это было общепринятой мировой практикой. Однако времена изменились: энергетические ресурсы стали на вес золота, да и о природе начали проявлять больше заботы, вот зарубежные нефтедобытчики и научились собирать и употреблять с пользой для дела 95% - 98% попутного газа. У нас же ситуация осталась прежней: по данным Минприроды, в России сжигается порядка 36% получаемого ПНГ, еще 38% используется недропользователями для нужд промыслов либо списывается на технологические потери, и лишь 26% направляется на переработку. Независимые эксперты называют более существенные цифры: нефтяные компании сжигают свыше 60% попутного газа. При том, что добыча нефти ежегодно сопровождается получением 55 млрд кубометров ПНГ, получается, что синим пламенем сгорает порядка 30 млрд кубов. А по данным Национальной океанической и атмосферной администрации США, полученным со спутников, из 170 млрд кубометров ПНГ, ежегодно сжигаемых по всему миру, в России сгорает больше всего – свыше 50 миллиардов. На втором месте Нигерия – 23 млрд, на третьем Иран – 11,4 млрд; за ними идут Ирак (8,1 млрд) и Казахстан (5,8 миллиарда).

Но даже если верить данным российских экспертов, цифры все равно внушительные. Мало того, что при сжигании ПНГ в атмосферу выбрасывается почти полмиллиона тонн загрязняющих веществ, так еще и колоссальные средства вылетают в ту же трубу. Ведь тысяча кубов попутного газа при сжигании выделяет тепла примерно столько же, сколько тонна нефти, которую можно было бы, сэкономив, продать на мировом рынке. Нехитрые арифметические расчеты показывают, что, бесцельно сжигая попутный газ, мы теряем свыше $20 млрд в год. К этому надо прибавить упущенную выгоду химической промышленности, недополучающей ценное сырье: из ПНГ, помимо "чистого" газа, получают пропан-бутан, газовый бензин и другие исходные компоненты для химического синтеза. А пропан-бутан, к тому же, является наиболее распространенным альтернативным топливом для автомобилей – так что все российские автомобилисты, ездящие "на газу", должны особенно переживать за бесцельно сгорающий газ.

Итак, Россия занимает первое место в мире по объемам сжигания ПНГ. Впрочем, дело не только в бесхозяйственности нефтяников. До настоящего времени сжигание ПНГ в факелах было оптимальным способом его утилизации. Во-первых, цены на него регулируются государством, и в пересчете в нефтяной эквивалент он стоит не более $3 за баррель. Во-вторых, почти нет инфраструктуры, которая позволила бы транспортировать его на газоперерабатывающие предприятия, – в это дело еще предстоит серьезно вкладываться. Ну, а в-третьих, за сжигание ПНГ государство штрафовало компании настолько несущественно, что это обходилось и до сих пор обходится им дешевле, чем пытаться пристроить куда-то излишки злополучного газа.

Теперь же ситуация должна в корне поменяться. Правительство поставило задачу довести к 2011 г. уровень утилизации попутного газа до среднемировых 95%. Начали с того, что обязали нефтедобывающие предприятия уже в I полугодии 2008 г. установить счетчики для учета извлекаемого ПНГ (поскольку до сих пор никто не знает точно, сколько же его добывается). Уже в прошлом году нефтедобывающие компании вложили в переработку ПНГ порядка 20 млрд рублей. А по расчетам Ростехнадзора, чтобы решить поставленную задачу утилизации газа, в 2008 - 2010 гг. потребуется еще 100 миллиардов. Чтобы стимулировать движение ПНГ, "Газпром" обязали пускать в трубу попутный газ "без очереди". Кроме того, Ростехнадзор предлагает начать с 2011 г. взимать с нефтедобывающих компаний внушительную плату за сжигание более 5% попутного нефтяного газа, а в 2009 - 2010 гг. за сжигание более 15% добытого ПНГ. Минфин, со своей стороны, обещает обложить добычу ПНГ соответствующим налогом (сейчас действует нулевая ставка), чтобы компании думали, как извлекать из него доход и для себя, и для государства.

Таким вот образом, действуя "кнутом и пряником", Минпромэнерго рассчитывает уже в этом году увеличить полезное использование попутного газа до 77%. Однако Виктор Зубков счел разработанный министерством план недостаточно радикальным: по его словам, он не отвечает задаче довести полезное использование ПНГ к 2010 г. до намеченных 95%, так что, видимо, грядут еще более жесткие меры по отношению к сжигателям попутного народного достояния.

Что касается простых граждан, их эта проблема может коснуться в "автомобильной" плоскости: возможно, пора всерьез подумать о переходе на газ, который, по идее, должен стать доступнее.

Выбор читателей