Россияне ходят на работу только ради денег

Примерно две трети наших соотечественников относятся к своей работе прежде всего как к источнику средств к существованию, а вот истинных трудоголиков осталось совсем немного. Таковы данные опроса, проведенного ВЦИОМ




Времена, когда большинство наших соотечественников трудились в первую очередь за "идею", а не за материальные блага, давно прошли. Доказательством тому стал последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ среди 1,6 тысячи человек (статистическая погрешность не превышает 3,4%).

Как показало исследование, примерно две трети россиян (64%) относятся к своей работе прежде всего как к источнику средств к существованию. При этом трудоголиков, для которых работа важна и интересна сама по себе, независимо от зарплаты, насчитывается 12%. Еще 13% наших соотечественников отмечают, что в их жизни есть что-то важнее работы, а 3% респондентов относятся к ней как к неприятной обязанности и, будь такая возможность, предпочли бы вообще не работать.

В ходе опроса выяснились некоторые интересные закономерности. В частности, чем выше доходы респондентов, тем менее они склонны рассматривать работу исключительно как источник доходов и тем более расположены воспринимать ее как интересное и важное дело. С увеличением возраста опрошенных растет доля тех, кто ценит модель хоть и невысокого, но твердого заработка (от 26% в группе 18 - 24 лет до 53% среди лиц 45 лет и старше). Кроме того, "много работать и хорошо зарабатывать без особых гарантий на будущее" предпочитают опрошенные до 45 лет (40% - 45%), тогда как среди граждан предпенсионного возраста такую модель выбирают только 33%, а среди пенсионеров и вовсе 14%. Что же касается половых различий, то, по данным исследования, для мужчин риск более характерен, чем для женщин. При этом 14% мужчин и 7% женщин хотели бы иметь собственный бизнес, а хорошо зарабатывать без гарантий на будущее - 38% и 31% соответственно.

С другой стороны, опрос показал, что чем выше покупательская способность россиян, тем более они склонны к риску. Так, доля тех, кто предпочел бы вести собственное дело, возрастает с 5% в самой бедной группе опрошенных (которым не хватает денег даже на продукты) до 19% в группе тех, кто без проблем может покупать вещи длительного пользования. При этом доля тех, кто выбирает большой заработок без гарантий на будущее, увеличивается соответственно с 22% до 37%. И наоборот, доля тех, кто предпочитает небольшой, но твердый заработок, снижается с 54% в самой бедной группе до 37% в обеспеченной.

По сравнению с предыдущими исследованиями снизилась доля респондентов, которые предпочли бы иметь небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне: в 1994 г. она составила 54%, в 1999 г. - 60% (видимо, под влиянием кризиса 1998 г.), а в 2008 г. - всего 44% опрошенных. Напротив, возросла с 23% до 34% доля тех участников опроса, кто готов рисковать ради высоких доходов и хотел бы много работать и хорошо зарабатывать даже без гарантий на будущее. При этом с 6% до 10% увеличилась доля тех, кто готов вести собственное дело на свой страх и риск.

Выбор читателей