Человек широких взглядов

В середине месяца художественную жизнь Москвы изрядно оживили выставки Сержа Головача – одного из самых популярных и самых продуктивных фотографов нашего времени


ФОТО: golovach.info



В середине месяца художественную жизнь Москвы изрядно оживили выставки Сержа Головача – одного из самых популярных и самых продуктивных фотографов нашего времени.

Серж Головач родился в г. Биробиджане в 1970 году. Согласно легенде, мальчик с детства любил баловаться с фотоаппаратом, но настоящее увлечение пришло только после первого путешествия в Европу. Сегодня фотохудожник, которого специалисты называют ярчайшим представителем жанра панорамной съемки, живет то в Москве, то в Питере, то в Париже. Но, как и в детстве, продолжает работать преимущественно в жанре черно-белой фотографии.

Жизнерадостный Серж, несмотря на не слишком обширный жизненный стаж, реализовывается на полную катушку – экспозиция "Глаза в глаза. Женщины против СПИДа", работающая в залах Политехнического музея, оказалась сотым выставочным проектом!

В рамках одной экспозиции художник объединил и юных жертв СПИДа, и добровольных борцов с болезнью, и просто известных персон, славящихся своей толерантностью. Впрочем, все девушки в глазах художника выглядят неплохо: в снимках не чувствуется никакого надрыва, а тема смертельной болезни в очередной раз фантастическим образом превращается в гламурный сюжет. Разобраться в ситуации помогут лишь отдельные подписи или доскональное знание материала. Так, выясняется, что очаровательная блондинка с младенцем – это "Мисс позитив-2005" Светлана Изамбаева (с положительным ВИЧ-статусом) и ее девятимесячная дочь Ева-Мария, свободная от ВИЧ. А вот к какой категории отнести расположившихся рядом Ирину Хакамаду, Лизу Боярскую или Кристину Орбакайте – решать самому зрителю. Впрочем, многие представительницы шоу-бизнеса откровенно признаются, что впервые в жизни участвуют в акции против СПИДа.

Холеные лица дам света и полусвета, несмотря на все таланты фотографа, явно умеющего снимать натуру, несколько контрастируют с простенькими физиономиями больных девочек из провинции. Вместе с тем, если абстрагироваться от морального аспекта проблемы, экспозиция выглядит вполне достойно. В конце концов, снимать профессиональных моделей – дело житейское. А вот превратить в красивое лицо умильную мордочку с припухшими глазками и носом пуговкой может только настоящий художник.

Не удивительно, что неутолимая тяга к совершенству в конце концов привела Сержа Головача в театр. Он создал огромную серию снимков, посвященных театральным залам, танцовщицам и отдельным моментам закулисной жизни артистов. Сегодня самые горячие поклонники творчества фотографа имеют уникальный шанс проникнуть в здание посольства Германии – здесь, вопреки всем понятиям о госбезопасности, открылась небольшая выставка театральных снимков Головача, щедро подаренных автором немецкому народу.

В экспозицию 101-й выставки мастера, "Русский балет в фотографиях Сержа Головача", вошло четырнадцать работ, сделанных в залах Большого и Мариинки, Ковент-Гардена и других, не менее известных театров. Фотографируя интерьерные сцены, Головач не просто применил излюбленный метод панорамной съемки, но и попытался оказаться как можно ближе к своим героям. В одном из театров Сержу предложили улечься прямо на сцене, замаскировавшись от зрителей в узенькой кулисе, – автор уверяет, что именно благодаря столь удачной позиции возникло ощущение интимной близости происходящего, которое он умело передал в своих снимках. Таким образом, Головач оказался одновременно и последователем традиций французской живописи конца XIX в. (не случайно один из отпечатков, представленных на выставке, так и называется – "Подражание Дега"), и продолжателем великого дела Сергея Дягилева, успешно продвигавшего русское балетное искусство в Европе.

Выбор читателей