Экстрасенсы достанут преступников из-под земли

Российские силовики активно пользуются в своей работе помощью экстрасенсов и гипнотизеров. Люди с паранормальными способностями помогли раскрыть несколько громких дел, в том числе - о подрыве "Невского экспресса"




Представители Следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области заявили, что собираются привлечь ясновидящих к поиску 11-летней школьницы Дарьи Некрасовой, пропавшей 9 апреля. Этот случай не является единичным. На протяжении последних пятидесяти лет силовики негласно, но активно сотрудничают с людьми, обладающими гипнотическими и экстрасенсорными возможностями, пишут "Новые известия".

Парапсихология и возможности гипнотического воздействия на человека интересовали людей в погонах еще с начала прошлого века. За обладателями экстрасенсорных возможностей в СССР шла настоящая охота. Известно, что у Сталина были специальные лаборатории, а астрологов и специалистов по гипнозу для него выискивали по всей стране. Подобная практика существует и в наши дни, хотя отличается меньшим размахом.

По словам специалистов, система вербовки экстрасенсов работает как часы: как только на горизонте появляется человек, который, предположительно, обладает сверхъестественными способностями, его приглашают на собеседование. В каждой стране насчитывается не больше 20 сильных экстрасенсов, представляющих интерес для силовиков. К помощи этой группы государство прибегает, когда невозможно справиться с какой-либо проблемой традиционными методами.

Так, экстрасенсы, по словам руководителя Московской школы гипноза Геннадия Гончарова, помогали спецслужбам в раскрытии теракта на станции московского метро "Автозаводская" в 2004 году. Они же, по информации "Новых известий", указали примерное местонахождение златоустовского маньяка, которого разыскивали со 2 апреля, когда на кладбище были обнаружены тела двух убитых школьниц. Убийцу арестовали через десять дней.

Сообщается, что экстрасенсы могут также находить пропавших без вести людей, а во время землетрясений или после схода снежных лавин они могут чувствовать, остались ли под завалами живые люди.

Услуги гипнотизеров могут использоваться на допросах. Так, месяц назад глава Следственного комитета (СК) РФ Александр Бастрыкин заявил, что при расследовании дела о подрыве "Невского экспресса" свидетелям освежали память с помощью гипноза. Правда, скептики призывают не относиться к этим словам серьезно. За 2007 г. более половины всех совершенных преступлений так и остались нераскрытыми. Этим цифрам надо было противопоставить что-то действительно экстраординарное, говорят они.

Под использование паранормальных способностей людей во время расследования уголовных дел до сих пор не подведена законодательная база. Более того, закон запрещает применять тот же гипноз в любых целях, кроме медицинских. Между тем в изданной в 1999 г. брошюре "Пособие для следователей. Расследование преступлений повышенной общественной опасности" есть глава, посвященная "получению информации с помощью гипноза".

"Такой метод нисколько не унижает человеческого достоинства, - говорится в пособии. - Тем более что применяется он исключительно с согласия испытуемого. По данным ВНИИ МВД РФ, из 237 сотрудников, опрошенных по специальной анкете, 183 работника из 14 регионов России на вопрос о допустимости применения гипноза ответили положительно, 38 респондентов затруднились ответить. А 16 выразили к указанному методу скептическое отношение".

Начальник Главного управления криминалистики СК РФ Юрий Леканов рассказал журналистам, что гипноз действительно применяется, и довольно эффективно. "Полковник милиции Алексей Скрыпников, владеющий искусством гипноза, оказал большую помощь нашим следователям в Пермском крае, - сообщил Леканов. - В течение нескольких лет в разных городах действовал серийный убийца. Вроде бы почерк преступника был похож, а внешность, по показаниям свидетелей, не совпадала. Скрыпников провел сеансы гипнорепродукции. Ему удалось детализировать воспоминания каждого из свидетелей и составить портрет убийцы. Вскоре преступника задержали".

Гипнорепродукция позволяет восстановить память свидетеля и выяснить детали, ушедшие в подсознание. Добытая таким образом информация оформляется как сведения, полученные оперативным путем. Она не может являться доказательством по делу, как подчеркивается в упомянутом "Пособии": "Гипнорепродукция может быть и ошибочной. Поэтому класть ее в основу какого-либо решения по уголовному делу можно лишь при ее подтверждении другими доказательствами".

Независимые эксперты не рекомендуют широко применять гипноз в практике следствия и строить на полученных данных выводы. Слишком велик риск ошибки: например, на результаты может повлиять предвзятость гипнолога, его стремление внушить подопытному необходимость раскрыть преступление.

"Никакие следственные действия с использованием гипноза не могут считаться законными. Никто не даст гарантии, что в сознании испытуемого не произойдут изменения, - говорит судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин. - Кроме того, человек после обработки гипнозом может искренне верить в то, что говорил под его воздействием".

Отличный пример приводит адвокат Владимир Калиниченко. Будучи во времена СССР старшим следователем по особо важным делам при Генпрокуратуре, он расследовал дело об убийстве в Москве, на станции метро "Ждановская" (ныне "Выхино"), майора КГБ Афанасьева.

"Тогда возникло подозрение, что фигуранты этого дела - три милиционера - также причастны к исчезновению в 1980 г. семьи начальника шифровального отдела КГБ Виктора Шейнова, - рассказывает Калиниченко. - Они признались и в этом преступлении. Но трупы не нашли. А троицу приговорили к смертной казни. За день до расстрела Юрий Андропов дал указание ввести им психотропные препараты и допросить под гипнозом. Они вновь подтвердили свои показания... А в 1990 г. Виктор Шейнов объявился в США. Оказалось, что он агент ЦРУ. Зная, что его заподозрили в предательстве, Шейнов вместе с семьей бежал в Америку. Говорят, что вывезли его на самолете посла".

Выбор читателей