Новейшие приключения Шурика

На экраны выходит широко рекламируемый очередной древнерусский блокба$тер – про великого князя Александра Невского. Этому зрелищу можно лишь умиляться, до того оно беспомощное, глупое и инфантильное

Александр. Невская битва
Россия, 2007
Режиссер: Игорь Каленов
В ролях: Антон Пампушный, Светлана Башмакова, Игорь Ботвин





Создатели этой киноэпопеи почему-то боялись, что их детище будут сравнивать с картиной Эйзенштейна – что, конечно, было бы смешно, даже принимая в расчет то обстоятельство, что "Александр Невский" советского гения был его самой слабой картиной.

Хотя новый фильм от продюсерской компании Рустама Ибрагимбекова с маниакальной настойчивостью рекламируют как премьеру года, перед нами кинематографическая "утка", наподобие тех, после каких закрываются некоторые пошлые газетенки. Грубо говоря, это не кино. Что движет создателями "волкодавоподобных" зрелищ, с упорством штампуемых различными кинокомпаниями (кроме, разве, желания заработать на "откатах") и заранее провальных в силу своей художественной невменяемости, остается лишь догадываться. Впрочем, раз лозунг "пипл хавает" по-прежнему определяет художественную ценность подавляющего большинства отечественных проектов, не стоит применять к такого рода кинопродукции каких-либо серьезных критериев.

Современная молодежь – к которой, видимо, и обращен пафос картины, – в школе учится, как правило, неважно и таким предметам, как история, внимания особого не уделяет. За это ее и кормят белибердой, от которой у любого мало-мальски грамотного человека уши вянут на первой же минуте, как начинают люди из XIII века изъясняться на подобии древнерусского суржика. Но поскольку дело не в истории, а в жанре, то оставим интеллигентские придирки и рассмотрим картину сию без привязки к исторической правде.

Это, конечно, сказка "для взрослых". По мотивам нашей славной истории, объясняющая мимоходом, почему, то есть, одного знаменитого новгородского князя прозвали Невским (хотя это и так все знают), и снятая ради нескольких минут масштабной компьютерной битвы в стиле голливудских аналогов, которым мы так стремимся соответствовать, да все никак. И сценарий соткан по классическим заграничным лекалам: любовный треугольник, заговоры, шпионские страсти...

Правда разобраться, "кто где и кто чей", ввиду гигантского числа всяческих второстепенных персонажей вокруг Александра, не так легко, да и не нужно это. Видно, что авторами двигало благородное желание показать силу и мощь славянского оружия против восточных и западных Врагов, а больше ничего зрителю знать и не желательно. Понятно, что тут "слова не главное, тут танец – главное".

И вот с танцем-то как раз неувязка. По крайней мере хотя бы одну мелкую звездульку – на главную роль, там, или на девицу-красавицу – пригласить можно бы. Ан нет. Чем приглянулись именно эти невзрачные и вполне себе бездарные актеры режиссеру-дебютанту Игорю Каленову (когда-то он был продюсером хорошего фильма "Два капитана-2", а затем в этой же роли сделал кучу разного треша) – науке неизвестно. А ведь они, герои то есть, не только дерутся. Напротив того, они и сражаются довольно мало, а все ловят каких-то лазутчиков татарских да рассуждают о "великой Руси" и прочих благоглупостях из околославянских ролевых игрушек, при этом даже и не пытаясь быть хотя бы мало-мальски похожими на прототипы. Впрочем, в сказках можно все. И поэтому, хотя мечи сверкают, а шлемы и доспехи невиданных систем роскошно отражаются в потоках кровушки, нашими богатырями во имя Отечества родимого проливаемой (как своей, так, в основном, и вражеской), этому зрелищу можно лишь умиляться, до того оно беспомощное, глупое и инфантильное.

И если бы не навязанная рекламой мысль о том, что это кино не для первоклашек из серии движущихся иллюстраций к учебнику, воспринималось бы оно вполне адекватной жанровой картинкой, хоть и весьма сомнительного качества. Надеюсь, авторы не обольщаются и шутка с замахом на великих предшественников – лишь рекламный трюк, чтоб побольше бабла срубить. Таких фильмов при современных цифровых технологиях страны, где есть соответствующая индустрия, могут – и делают – десятки в год. Почему бы и нам не пойти по проторенной дорожке? За "Александром" надо снять "Борис", "Глеб", "Святослав", Ярополк", "Игорь" и так далее… Экран все стерпит.

Выбор читателей