Пока есть Кудрин, халявы не будет

Пока все взахлеб обсуждают состав правительства Путина, инвесторы и биржи уже дали свою оценку переменам в кабинете, причем дали ее долларом и рублем. Связка Путин - Кудрин стала гарантией преемственности экономического курса




Пока все взахлеб обсуждают состав правительства Путина, прикидывая на "вес" и "ширь" полномочия того или другого министра, инвесторы и биржи уже дали свою позитивную оценку переменам в кабинете, причем дали ее долларом и рублем. Чрезвычайно важным для инвесторов явилось сохранение в правительстве Алексея Кудрина. Переназначение Кудрина, оставшегося вице-премьером, ответственным за финансовую, и, как сказал Владимир Путин, за всю экономическую политику, и одновременно сохранение за ним поста министра финансов, многие называют знаковым, указывающим на преемственность экономического курса. Аналитики считают, что свой пост один из долгожителей Белого дома сохранил за взвешенность и последовательность курса, изменившего финансово-экономическую систему страны в годы президентства Путина. За то время, что Минфином руководит Кудрин, Россия досрочно рассчиталась по государственным долгам и накопила значительные золотовалютные резервы. Министр завоевал международный авторитет. Недавно, например, британская The Financial Times назвала его "гарантом финансовой дисциплины".

Жизнь ставит перед правительством новые и возвращает старые, но так и не решенные, проблемы. Первой из них является вышедшая из-под контроля инфляция. По признанию и министров, и видных экономистов, она может опять обернуться двузначной цифрой и стать главным внутриполитическим вызовом и для президента Дмитрия Медведева, и для правительства Владимира Путина.

На первой встрече с депутатами Госдумы Владимир Путин подчеркнул, что считает приоритетной задачей нового правительства именно борьбу с инфляцией. "Наша цель - в течение ближайшего года выйти на однозначную цифру инфляции", - заявил председатель правительства. "Мы будем уделять самое пристальное внимание всем аспектам финансовой политики, в первую очередь мерам, направленным на снижение инфляции".

Беспокойство руководства страны полностью разделяют простые граждане. Недавно были опубликованы данные "Левада-центра" о том, что же больше всего волнует россиян и каких действий они ждут от нового правительства. Две трети - 62% - хотят, чтобы новый кабинет начал решительную борьбу с инфляцией. Для сравнения - только 22% настаивают на снижении налогов.

Выдвижение на первое место борьбы с инфляцией вполне объяснимо, поскольку она съедает деньги у каждого, не щадя в первую очередь малоимущих. Как отметил Владимир Путин в Госдуме, "в прошлом году инфляция составила 11,9%, при этом для малоимущих этот показатель составил 14,5%". Есть и еще один аспект, о котором почему-то почти не говорят, - инфляция убивает доверие к финансовым институтам. С начала года отмечается отток денег с банковских депозитов - люди были разочарованы, что банки начислили им проценты меньше инфляции. Сейчас массово забирают деньги из ПИФов недовольные пайщики. Между тем государственная стратегия предусматривает, что все больше людей будут инвестировать в экономику. Как же это произойдет, если люди не хотят хранить деньги в банке и не доверяют инвестиционным фондам?

Важно, какие рецепты изберет новое правительство для борьбы с инфляцией. Когда на тот момент премьер Виктор Зубков создавал комиссию по сдерживанию инфляции, многие сомневались в эффективности сотрудничества "коня и трепетной лани", имея в виду "монетариста Кудрина" и "сельскохозяйственного лоббиста Гордеева". В общем-то, Кудрину не привыкать к дебатам, во время его продолжительной правительственной карьеры его критиковали все - от левых политиков до сотрудников Администрации президента, причем последние, может быть, еще резче.

Но основная линия разногласий прошла не там, где ожидалось. Часть членов комиссии и, в частности, глава МЭР Эльвира Набиуллина, считали, что слишком жесткие меры по подавлению инфляции, прежде всего - ограничение денежных поступлений в экономику, могут задавить рост промышленности в стране, нуждающейся в техническом перевооружении. При всей проблематичности дилеммы (или инфляция, или рост производства) споры продолжаются и в новом правительстве, где Кудрину приходится выдерживать атаки политиков, которых в прессе уже окрестили "апологетами инвестиционного роста". По их мнению, не нужно ограничивать вложение государственных денег в отечественную экономику, поскольку эти вливания через какое-то время дадут отдачу, позволят совершить некий "прорыв" в применении новых технологий и появлении современных производств.

Откуда же взять эти деньги при уже сверстанном на три года бюджете? Ответа два - либо прямые инвестиции из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, либо кардинальное сокращение налогов. Естественно, что Кудрин, как и любой другой министр финансов, стоящий на страже государственного бюджета, решительно против. И не только потому, что было бы логично вкладывать в развитие бизнес-структур деньги частного бизнеса, но и потому, что небольшой опыт работы Инвестиционного фонда показал, что на государственные деньги бизнес смотрит как на пособие, а не как на кредит, который надо возвращать. Это, кстати, проявилось и при проведении Минфином аукционов, на которых коммерческие банки могли взять кредиты. Пока они неохотно пользуются этим инструментом, поскольку срок, на который даются займы, коротковат, а процент достаточно высокий. Эти параметры, конечно, нуждаются в дополнительном регулировании, однако рассчитывать на бесплатную раздачу государственных денег и их бесконтрольное расходование, пока Кудрин руководит Минфином, не стоит.

И дело не только в том, что огромная денежная масса сразу же поставит крест на всех мерах по борьбе с инфляцией. Удовлетворение требований "выдать денег из казны и побольше" в российских условиях, скорее всего, не даст желаемого эффекта. Посмотрите, что происходит на потребительском рынке. Достаточно масштабные вливания в прошлом и нынешнем году - повышение пенсий и пособий, рост зарплат в бюджетном секторе - действительно повысили спрос. Что же получилось в итоге? Рост производства? Увы, только рост цен. И одновременно - рост импорта, поскольку ни качество, ни даже количество отечественных товаров не отвечают запросам современного россиянина.

В свое оправдание бизнес заявляет, что задавлен налогами и административными барьерами, которые не дают ему развернуться. Что ж, правительство собирается уже к августу представить расчеты воздействия снижения НДС на экономику страны и рассмотреть его возможные параметры и сроки. Очевидно, тогда мы увидим, насколько удастся Кудрину убедить своих коллег по кабинету в необходимости сохранения жесткой политики государственного расходования, которая пока остается неизменным гарантом стабильности российской экономики и ее привлекательности для инвесторов.

Выбор читателей