Хотели как лучше, а получилось!

Бессмертное произведение Ершова о Коньке-Горбунке, переписанное братьями Пресняковыми, получило масштабное и эффектное сценическое воплощение, тонко учитывающее текущий момент


ФОТО: art.theatre.ru



В МХТ им. Чехова в рамках и при участии Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" прошла премьера музыкального спектакля "для взрослых и детей" "Конек-Горбунок". Костюмированный многофигурный мюзикл в постановке Евгения Писарева, кроме всего прочего, демонстрирует еще технические возможности отремонтированной основной сцены. Прямо из ее недр поднимается Рыба-Кит с вращающимся глазом и разевающейся с помощью металлических проволок пастью, а под ней открываются морские пучины, похожие на просторную коммунальную квартиру. Сказка Петра Ершова, переписанная братьями Пресняковыми, получила масштабное и эффектное сценическое воплощение, тонко учитывающее текущий момент.

Текущий момент заключается в объявленном Годе семьи. В приветственном слове зрителям художественный руководитель МХТ им. Чехова и идеолог постановки Олег Табаков сообщает: "Важно, что за последние 18 лет это, пожалуй, одно из первых произведений в театре, создаваемых по принципу: "лучшее - детям". Я не стану утверждать, что спектакль получился совершенным, но он создавался авторами чрезвычайно серьезно и тщательно и с любовью редактировался мной".

Главные исполнители увлеченно, талантливо и не без остроумия эксплуатируют типажи русских советских сказок. Улыбчивый и обаятельный Иван-дурак (Аркадий Киселев) при помощи верного толкового советчика - гуттаперчевого Конька (Сергей Медведев) ловко продвигается по служебной лестнице. Наряженный в черное придворный с характерным демоническим прищуром (Эдуард Чекмазов) строит ему козни. Добродушный, но несправедливый Царь (Сергей Беляев) мается от скуки, подозревает заговор и дает Ивану всякие невыполнимые поручения. Царь-девица (русская красавица Ирина Пегова) тоже придумывает для Ивана занятия, а поразмыслив, за смекалку и простоту берет в мужья. В финальной коллективной примиряющей всех и вся песне есть интерактивный момент - обращение к зрителю: "Кто-то слушает новости, кто-то тешится сказками, не судите по строгости, наше дело дурацкое".

"Конек-горбунок" - откровенно дорогая постановка. Разговор о деньгах в данном случае не ругательство, а подтверждение явно искреннего желания сделать как лучше. Провокаторы Пресняковы, авторы "Терроризма" и "Изображая жертву", написали хорошую пьесу, Алексей Кортнев - хорошие стихи, а Сергей Чекрыжов - хорошую музыку. Зиновий Марголин, оформлявший в свое время мюзикл "Норд-Ост", создал грандиозную предметную среду спектакля: спускается и поднимается сосновый лес, на несколько минут появляется целый торговый ряд, герои взмывают над сценой на самолете, сооруженном из бревна и пилы, с тяжелого небесного свода падают звезды, а деревянное солнце кокетливо шевелит лучами. Костюмы, придуманные Марией Даниловой, сменяются чуть ли не в каждой сцене. Массовка, в которой заняты вчерашние и позавчерашние выпускники Школы-студии МХАТ, изображает то народ в платках и ватниках, то отвязную крестьянскую дискотеку на спине Рыбы-Кита, то приблатненный подводный мир. Внешний вид Лошадей в яблоках (Светлана Колпакова, Ксения Васильева) и Кобылицы (Ирина Пегова) рассчитан не только на детский, но и на мужской глаз: они сверкают декольте и игриво двигают бедрами (пластика – Альберт Алтбертс).

Словом, идти на спектакль надо. Скоро о нем будет говорить вся Москва. Правда, идти надо не семьей, а семьями. Ну вот Год семьи, например, - это же вопрос не частного, а общественного характера. И просмотр мхатовского "Конька-Горбунка" тоже никакой там не личный театральный опыт с экзистенциальными наворотами, а качественный семейный досуг для мам, для пап и для детей. Тоже неплохо: вчера зоопарк, сегодня "Макдональдс", а завтра театр. Есть где усваивать семейные ценности.

Выбор читателей