У московского региона появился редкий шанс

Формирование единой московской агломерации предполагает строительство по всей территории области современных дорог, а также модернизацию и расширение телекоммуникационных, инженерных и коммунальных сетей




Дискуссии, вызванные апрельской статьей столичного мэра Юрия Лужкова, опубликованной газетой "Известия" и посвященной выработке единой стратегии развития Москвы и Московской области, не утихают и по сей день. Более того, обсуждение вопроса постепенно перетекает из экспертных кругов в политические, занимая умы губернаторов, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и правительственных чиновников. В повышенном интересе к данной теме на высоком государственном уровне нет ничего удивительного. Быстро меняющиеся условия экономического и социального развития страны ставят под вопрос прежнюю систему административно-территориального деления, требуя от властей новых и кардинальных решений. Среди вероятных претендентов на мэрское или губераторское кресло называют многих. О том, что сегодня тема не то что назрела, но и перезрела, в один голос говорят самые различные эксперты.

"Сейчас на государственном уровне ставится вопрос о том, что нужно резко усиливать программы межрегиональной интеграции, ставить экономику в центр развития федеральных округов. Все приоритеты связаны сегодня с инвестициями, инновациями, инфраструктурой и ее развитием. Все эти вопросы невозможно или часто не оптимально решать в жесткой привязке к административно-территориальному отделению. Возникает задача объективной межрегиональной интеграции. Мы разрабатываем проекты, в том числе и такие, как создание новых агломераций применительно к Ростову, Краснодару, Красноярску, Новосибирску, а также ряду других городов", - заявил в ходе круглого стола по вопросам создания московской агломерации заместитель директора НИИ Социальных систем член Общественной палаты РФ Дмитрий Бадовский.

На этом фоне глубокая экономическая и социальная интеграция таких двух ведущих регионов страны как Москва и Московская область выглядит наиболее логичной. С начала 1990-х, с вступлением страны в период глубоких экономических и социально-политических перемен, прежняя система экономических приоритетов этих двух регионов претерпела значительные изменения. Не секрет, что экономика Московской области в значительной степени представляла собой сосредоточение различного рода "почтовых ящиков", формирующих вокруг себя закрытые города и поселки. Окончание холодной войны и приход рыночных отношений привели эту не готовую к потрясениям систему на грань выживания. Остановка большинства градообразующих предприятий приблизила Московскую область к настоящей социальной катастрофе, избежать которой удалось только благодаря относительной близости Москвы. Российская столица стала едва ли не единственным источником работы и заработка для сотен тысяч жителей Подмосковья. Куда более печальной оказалась участь городов и поселков, удаленных от столицы более чем на 100 километров. Такие расстояния делали московский рынок труда практически недосягаемым для большинства населения подмосковных окраин.

И все же, несмотря на "глухую стену", отделяющую, по словам московского мэра, Москву от области, на сегодняшний день уровень интеграции двух регионов достаточно высок. При этом причинами ее являются не столько принятие каких-либо властных решений, сколько инициатива снизу, рожденная в среде поставленных в критические условия граждан. Конечно, в последние годы этот процесс принял куда более сложные формы по сравнению с прежней "маятниковой" миграцией трудовых ресурсов. Столичные бизнесмены активно инвестируют средства в расположенные в области предприятия, продукция которых находит спрос на необъятном московском рынке. "Сегодня Москва и область находятся в процессе реальной экономической интеграции. Это можно наблюдать по тому, как увеличиваются потоки не только въезжающих в Москву на работу, но и выезжающих из Москвы на работу в область. По тому, как меняется структура мест приложения труда в Москве и области. процесс интеграции абсолютно реален", - считает заместитель генерального директора НИиПИ Генплана Москвы Олег Баевский.

Создание единой московской агломерации позволит подвести под этот, пока еще спонтанный, процесс прочную правовую и экономическую базу. После этого можно будет приступать к созданию единой инфраструктуры, без которой дальнейшая интеграция регионов невозможна. Формирование московской агломерации предполагает строительство по всей территории Московской области современных дорог, а также модернизацию и расширение телекоммуникационных, инженерных и коммунальных сетей. В этом свете строительство ЦКАД - логичный и естественный способ объединения регионов. Его строительство приведет к всплеску экономической активности и повышению уровня жизни на всей территории агломерации.

Крайне важно, что в случае углубления интеграции Москвы и области, благодаря быстрому развитию инфраструктуры и распределению промышленного потенциала по всей территории региона, появится реальная возможность вывести из стагнации и запустения десятки, а то и сотни мелких населенных пунктов, расположенных на окраине.

Впрочем, процесс интеграции и формирования единого московского региона вряд ли окажется легким. С начала 1990-х гг. в подавляющей части Москвы и Московской области сложилась довольно сложная социально-политическая ситуация. Разрушение былого промышленного потенциала и высвобождение значительной части населения привело к высокой криминализации социальной среды. Остановить этот процесс областным властям оказалось не под силу. Наоборот, областное чиновничество в значительной степени само погрязло в воровстве и коррупции . Отсутствие нормально работающей экономики сделало одним из способов получения доходов разворовывание и разбазаривание ресурсов региона, таких как земли, леса, имущество предприятий и прочее. Все это привело к такому крайне неблагоприятному явлению, как сращивание коррумпированного чиновничества с криминальными структурами, получившему широкое распространение практически по всей территории Московской области. Не удивительно, что и по сей день довольно часто приходится слышать о различных аферах с подмосковной землей, лесными и сельскохозяйственными угодьями. При этом в подобных преступлениях довольно часто оказываются замешанными представители властных и контролирующих структур, в чьи обязанности входит предотвращение любых злоупотреблений.

Нет ни малейшего сомнения в том, что эта чиновничье-криминальная среда, формировавшаяся годами и неплохо чувствующая себя сегодня, будет всеми силами препятствовать широкой интеграции Москвы и области. Любая свежая струя, а именно - появление новой инфраструктуры, сторонних инвестиций, повышение прозрачности властных органов, несет прямой ущерб сложившейся системе и бьет по доходам многочисленных бандитско-чиновничьих синдикатов.

Итак, подводя итог, можно сказать, что дальнейшее экономическое и социальное развитие Москвы и области во многом будет обусловлено глубиной интеграционных процессов, охватывающих оба региона. Невидимая "бетонная стена", разделяющая их более десятка лет, должна быть разрушена, что, в конечном счете, приведет к созданию нового региона с современными предприятиями, дорогами и сетями, способствующими распределению высокого "московского" уровня жизни на всю территорию агломерации. Достичь этого будет крайне непросто, так как общее улучшение качества жизни населения, значительной ее части, идет вразрез с корыстными интересами небольшой группы людей, которая долгие годы жила и богатела на его бедах и лишениях. Сломить эту порочную тенденцию можно только при наличии огромной политической воли и гражданского мужества, время которых определенно уже пришло.

Выбор читателей