Два года под знаком Чехова

Главной темой чеховского фестиваля станет "Новый цирк" - синтетическое направление, в котором смешиваются клоунада, драматический театр и акробатика. Это своего рода театральный импрессионизм


ФОТО: festival-furies.com



VIII Международный театральный фестиваль им. Чехова пройдет в Москве с 26 мая по 2 августа 2009 года, билеты на него начнут продаваться в октябре 2008-го, а окончательно составленную программу представляют публике и журналистам уже сейчас. Во-первых, чтобы подогреть интерес; во-вторых, чтобы начинали ждать (а ждать, действительно, есть что); в-третьих, чтобы была возможность увидеть многих участников непосредственно и услышать от них описание спектаклей прямо на уровне замысла.

Вот что, например, говорит Даниэле Финци Паска, чью постановку "Дождь" в канадском цирке "Элуаз" привозили на прошлый фестиваль. "Семь лет назад я начал делать трилогию о небе: "Кочевники", "Дождь" и "Туман". Мы много ездили по миру и обратили внимание, что везде есть люди, которые чего-то не видели: живущие в пустыне не видели моря, живущие у моря не видели пустыню. А небо видели все. "Туман", который мы покажем в России, посвящен моей бабушке - ей 102 года, и она смотрит на меня немножко сквозь туман. А когда прощается, то машет рукой мне до последнего. За этим стоит серьезная вещь: прощаясь, люди не всегда уверены, что увидятся; неуверенность стала главной темой спектакля".

Главной темой чеховского фестиваля станет "Новый цирк" (Nouveau Cirque) - синтетическое направление, в котором смешиваются клоунада, драматический театр и акробатика. Этот своего рода театральный импрессионизм основан на переводе эмоциональных состояний и впечатлений на пластический и визуальный язык и, честно говоря, имеет довольно мало общего с тем, что мы привыкли считать цирком. На фестиваль приедут сами основатели направления Виктория Тьере-Чаплин и ее муж Жан-Батист Тьере со своим спектаклем "Невидимый цирк" и продолжатели новой цирковой династии - их дети. Джеймс Тьере покажет спектакль "До свидания, зонтик", а Аурелия Тьере - "Оратория Аурелии". В качестве легендарных цирковых коллективов приглашены "Цирк ИСИ" Жоанн Ле Гиейем и Компания "Руки, ноги и голова тоже" Матюрен Боллза.

Линию невербального зрелищного театра продолжают входящие в программу новые постановки Филиппа Жанти, Театра танца под руководством Пины Бауш и Мэттью Боурна (премьера привозимого им спектакля "Дориан Грей" состоится в Великобритании в августе этого года). Ожидаются театры из Японии, Тайваня, Таджикистана, Чили и Швеции, а также показ спектакля "Липсинк" канадского режиссера Робера Лепажа, ставшего открытием прошлого фестиваля и обладателем "Золотой маски" за лучший представленный в России иностранный спектакль ("Обратная сторона Луны").

Однако грандиозные планы связаны не только с (тут важно не запутаться) VIII Международным театральным фестивалем им. Чехова, но и с Международным театральным фестивалем, посвященным 150-летнему юбилею Чехова и запланированным на 2010 год. Генеральный директор чеховского фестиваля Валерий Шадрин, рассказывая о подготовке к юбилею, сообщил: "Мы хотим, чтобы это была дата, но не дата. Основная идея - показать Чехова в разных формах". Примерный список экспериментаторов и отказников известен. К последним, то есть тем, кому предложили подумать над чеховскими мотивами, а они отказались, относятся, в частности, упоминавшийся Робер Лепаж и Деклан Доннеллан (высказывавшийся, впрочем, о Чехове ранее - в спектакле "Три сестры"). Но уже намеченная предварительная программа тоже впечатляет. Даниэле Финци Паска взялся за цирковой спектакль. Франк Касторф, один из виднейших немецких режиссеров, намеревается в спектакле "В Москву, в Москву" соединить пьесу "Три сестры" и рассказ "Крестьяне". "Как режиссер я склонен к психопатии, общая гармония меня не интересует. Зрителям нужны подтверждения своим знаниям, поэтому они любят Чехова, Гете. Я не собираюсь ничего подтверждать и никого успокаивать. Меня интересует тайна персонажа и тайна поступка", - предупреждает Касторф. Тема "Трех сестер" оказалась привлекательна и для канадского режиссера Важди Муавада, чей спектакль "Пожары" с явственными чеховскими реминисценциями в финале идет сейчас в театре "Et cetera". Интересный современный молодой японский хореограф Дзе Канамори, чью неожиданную и выразительную постановку "Нина - материализация жертвоприношения" показывали в Москве, собирается ставить "Палату №6". В списке иностранных участников значатся также тайванский хореограф Лин Хвай-мин, шведский хореограф-интеллектуал Матс Эк, испанские режиссер Херардо Вера и хореограф Начо Дуато и французский хореограф Жозеф Надж. Словом, что не имя, то театральная вселенная.

Российская сторона тоже не отличается однообразием жанров. Дмитрий Крымов обещает музыкальную феерию "Тарарабумбия. Шествие", в которой будут заняты труппа и хор театра "Школа драматического искусства", приглашенные музыканты и артисты, студенты Лаборатории Крымова, а также "люди, львы, орлы, куропатки, рогатые олени". Владимир Панков будет делать саундраму "Свадьба" в минском Национальном академическом театре им. Купалы. А Дмитрий Черняков, чья опера "Евгений Онегин" в Большом театре стала лучшим музыкальным спектаклем прошлого сезона, в парижском театре "Ле Жемо" возьмется за драматический спектакль.

Валерий Шадрин пожаловался, что "довольно трудное это дело - отмечать 150-летие Чехова". Трудное, но с такими планами, определенно, еще и благородное и благодарное. "В Москву, в Москву" на лето 2009-го и 2010-го стоит сделать девизом. Только выполнимым, а не так, как получилось в прошлый раз - у Чехова.

Выбор читателей