Недоосмысленная вертикаль

Президент Татарстана подтвердил предположения части экспертов о временном характере консенсуса, достигнутого между центром и регионами относительно порядка назначения глав регионов




Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подтвердил предположения части экспертов о временном характере консенсуса, достигнутого между центром и регионами относительно порядка назначения глав регионов. В конце прошлой недели на встрече с участниками X Всемирного конгресса русской прессы он заявил, что практика назначения глав регионов и угроза роспуска региональных законодательных собраний за нежелание одобрить кандидатуру Москвы - порочна.

Это не первое резкое высказывание президента Татарстана в адрес российского руководства. Что не кажется странным, если вспомнить, что Татарстан только в 2000 г. признал себя равноправным субъектом федерации с разделяемым суверенитетом, а конституция республики была приведена в соответствие с Основным законом России лишь в 2002 году. Один из старейших и опытнейших региональных лидеров последовательно указывал на покушение федерального центра на компетенцию регионов в течение обоих сроков президентства Владимира Путина. В 2004 г. Минтимер Шаймиев называл инициированный Путиным новый порядок назначения глав регионов "отходом от демократических принципов". Правда при этом полномочия самого президента Татарстана были подтверждены Государственным советом республики по представлению президента России в марте 2005 года.

На встрече с участниками Х Всемирного конгресса русской прессы Шаймиев вновь ратовал за выборность глав субъектов федерации и напоминал, что, угрожая роспуском региональному парламенту в случае неодобрения им представленной кандидатуры, президент России покушается не на каких-то там нерадивых чиновников, а "на народных избранников, на местный орган власти".

Наблюдатели считают, что время и место для подобных заявлений были выбраны не случайно. Во-первых, в последнее время российские СМИ испытывают определенное беспокойство в связи с инициативами правительства и парламента по ужесточению законодательства в сфере борьбы с экстремизмом, поскольку под ограничения могут попасть свобода слова и иные права человека. Во-вторых, дуализм медведевско-путинской властной вертикали еще не до конца проработан и осмыслен, интересы не всех сторон удалось согласовать. СМИ это понимают, и их внимание к происходящему не ослабевает. Иными словами, средства массовой информации в России сейчас особо восприимчивы ко всем процессам, связанным с перераспределением властных полномочий между Кремлем, Домом правительства и субъектами федерации. И вброс идеи о необходимости вернуть прежний прядок избрания глав регионов через прямое всенародное голосование устами одного из самых влиятельных российских политиков воспринимается как фундаментальная ревизия путинского курса.

Однако аналитики имеют основания по-своему трактовать смелость лидера Татарстана. На минувшей неделе начали циркулировать слухи о готовности Кремля избавиться от института президентов республик в составе Российской Федерации. И первым на выбывание был назван президент Татарстана. Шаймиеву прочили должность главы местного Госсовета – однопалатного парламента, высшего представительного, законодательного и контрольного органа власти республики. Администрация президента Татарстана, естественно, появившиеся слухи о скорой отставке главы региона опровергла. Интересно, что в отношении Шаймиева (как и в отношении его башкирского коллеги Муртазы Рахимова) подобные разговоры возникают с известной периодичностью, говорящей о непрекращающемся зондаже прочности позиций руководителей двух крупных и самостоятельных республик.

Объективно Медведев заинтересован в омоложении руководства регионов и формировании собственной команды региональных лидеров. Там, где Путин шел на компромисс, Медведев может пойти на принцип: нужна обновленная команда управленцев. Тем более в наисильнейших и богатейших субъектах федерации, способных демонстрировать одновременно и управленческие, и экономические достижения.

Частной задачей, вытекающей из этой общей философии модернизации, становится окончательная ликвидация остатков "ельцинской гвардии", ярким представителем которой является Шаймиев. Медведев хочет действовать вне укоренившихся компромиссных схем, подразумевающих эксклюзивность отдельных регионов, отдельных элит, отдельных политиков или хозяйственников. В соответствии с этой логикой, вслед за господином Шаймиевым своих кресел могут лишиться президенты Башкирии и Чувашии, а позднее руки Москвы дотянутся и до республик Северного Кавказа.

С другой стороны, Кремль слишком долго выстраивал отношения с политической элитой регионов того же Северного Кавказа и слишком ими дорожит. Мир тут непрочен, а России надо готовиться к Олимпиаде-2014. Ликвидация института президентства в Чечне, Ингушетии или Кабардино-Балкарии навряд ли позитивно скажется на начале олимпийской кампании.

На слова Шаймиева пока ответил лишь главы комитета Госдумы по конституционному строительству Владимир Плигин. Он напомнил, что принятие закона о нынешней системе утверждения глав регионов носило вынужденный характер в интересах обеспечения стабильности и прогнозируемости развития России. Спешить с возвращением к выборам не стоит, считает Плигин: сначала необходимо проанализировать работу органов власти субъектов федерации.

Ответ понятен, но все же это - частное мнение. При всем уважении к Плигину, статус Шаймиева подразумевает включение в диалог политиков более крупного калибра. А таких немного, всего четверо: главы обеих палат парламента, премьер-министр и президент. Если с Борисом Грызловым и Владимиром Путиным все понятно – первый всегда поддержит второго, то с Сергеем Мироновым и Дмитрием Медведевым интрига сохраняется. Ведь для последнего остаться единственным в России чиновником в должности президента - большой соблазн.

Выбор читателей