Интриганы осаждают Кремль

Трудно отделаться от ощущения, что часть экспертного сообщества жаждет войны между прогрессивными либералами медведевской волны и "чекистскими ретроградами" из путинского окружения




Даже при поверхностном знакомстве с публикациями российских и иностранных СМИ трудно отделаться от ощущения, что часть экспертного сообщества жаждет превращения вялотекущего противостояния элитных группировок в "настоящую войну": между прогрессивными либералами медведевской волны и "чекистскими ретроградами" из путинского окружения.

На днях публику порадовали идеей "создания новой кремлевской группировки", вброшенной в информационное поле главой Института современного развития Игорем Юргенсом. По его словам, Дмитрий Медведев ведет сегодня "тихую войну" со сторонниками жесткого курса, недовольными его программой либеральных реформ, и исход этой войны будет зависеть от того, удастся ли президенту создать поддерживающую его коалицию.

Если учесть, что Юргенс является главой экспертно-аналитической структуры, консультирующей Медведева, то нетрудно представить, как на подобные откровения должны отреагировать упомянутые "враждебные кремлевские кланы", якобы мешающие новому президенту "исполнить свои программные обещания об установлении верховенства закона, борьбе с коррупцией и расширении свобод". Ведь, в сущности слова Юргенса, равно как и ряд комментариев в западных СМИ выглядят как призыв к объединению всех "прогрессивных сил" ради искоренения "тяжелого наследия путинского правления".

Список этих "сил" прилагается. По словам Юргенса, "президент может рассчитывать на поддержку большей части бизнес-лобби, либералов, профессионалов из среднего класса, части военных и интернет-поколения". Именно они должны составить "медведевский призыв", который будет противостоять тем, кто "не доверяет рынку, не доверяет либералам и не доверяет Западу". Для большей убедительности публике сообщается, что Медведев - это "чистой воды европеец" (Николай Сванидзе в Der Spiegel) и что его слова, сказанные во время недавнего визита в Германию, "заставили вспомнить известное выступление Горбачева на праздновании 200-летия Французской революции" (Le Temps).

"Мы никогда не слышали ничего подобного из уст Владимира Путина", - восклицают европейские журналисты, разом вдруг забывшие и "разворот России в сторону Европы", и Путина, выступавшего на немецком языке перед депутатам бундестага.

Им вторят российские эксперты, тоже разом забывшие собственные комментарии по поводу "либерального курса" и прозападной ориентации Путина, а также системного подхода к проблеме борьбы с коррупцией. Сегодня те же слова произносятся в адрес Медведева, которого, как внушается публике, именно эти качества отличают от предшественника.

Независимо от отношения к бывшему президенту, такая эпидемия забывчивости выглядит просто неприлично. В стремлении противопоставить нынешнего президента и нынешнего премьера иные авторы доходят до абсурда: либеральные высказывания Путина трактуются как попытки "выбить почву из-под ног Медведева", а внешнеполитическая жесткость Медведева, позволившего себе критику "национального и экономического эгоизма" США, подается как попытка "перехватить инициативу у бывшего президента".

Разумеется, такими глупостями занимаются не все. Тот же Сванидзе, например, счел возможным подчеркнуть, что в ходе визита в Германию Медведев "продолжил европейскую политику Путина", который, напомним, выстроил "эксклюзивные" отношения не только с Берлином, но и с Парижем, Римом и Мадридом.

Однако на войне как на войне: все средства хороши. Ведь если наши доморощенные либералы и аплодирующая им "прогрессивная общественность" всерьез рассчитывают на "оттепель", которая якобы наступит после осуждения "преступлений путинского режима" и реабилитации его жертв, то западные стратеги играют в совершенно иную игру.

Умные люди еще полгода назад предупреждали, что "Запад сделает ставку на раскол команды Путина - Медведева", и "Европа будет обхаживать Медведева", с тем чтобы вовлечь Москву в орбиту своих интересов. А самый дешевый способ добиться этого - стравить российские элиты, которые и без того пребывают в состоянии "позиционной войны". Именно поэтому некоторые публикации западных СМИ выглядят как откровенный донос на "группу поддержки" Медведева, которую, как в шпионских сериалах, называют "сетью российского престолонаследника" (Die Presse).

По сути, подобные публикации адресованы одному читателю - Владимиру Путину, до сведения которого сначала доводятся и без того, надо думать, известные ему "связи Медведева в "Газпроме" и его "контакты с российскими олигархами": Романом Абрамовичем, Александром Абрамовым, Рубеном Варданяном, Анатолием Чубайсом и главой целлюлозно-бумажной группы "Илим" Захаром Смушкиным. А потом и список потенциальных сторонников действующего президента в Кремле и Белом доме.

Вот только "провести четкое деление между Путиным и Медведевым пока тяжело". Да и успевшие привыкнуть к равноудаленности "олигархи все еще медлят", сокрушается один из аналитиков. Но, как надеются в Европе, "Медведев рано или поздно вырвется из-под опеки своего предшественника и обретет независимость". И тогда две элитные группировки войдут в состояние клинча, аналогичного олигархическим войнам второй половины 1990-х годов. Но, если такая "война элит" действительно разразится, Кремлю будет не до расширения НАТО и продвижения ПРО, не до укрепления позиций на Кавказе и на Дальнем Востоке, не до проблем местного самоуправления, не до сохранения своего присутствия в Севастополе, не до отношений с мусульманским миром. И даже – не до нанотехнологий.

И не стоит надеяться, что Вашингтон пустит эти процессы на самотек, повторив свои ошибки 1990-х. На этот раз из ошибок и проколов российской власти будет выжато по максимуму. В ноябре Америка изберет нового президента: либо демократа Обаму, который намерен "спасать США", замирившись с исламом и возглавив "глобальное политическое пробуждение" стран третьего мира; либо республиканца Маккейна, намеренного продолжать жесткую линию нынешней администрации, создав "лигу демократии" или "новую ООН без России и Китая". Обаме для реализации его проекта понадобится "враг", а Маккейн и без того настроен к России достаточно враждебно.

Альтернативный вариант, по мнению аналитиков американского агентства Stratfor, напрямую завязан на успех кадровой политики, проводимой Путиным и Медведевым. Эта политика, как пишет Stratfor, нацелена на "изменение межкланового баланса" и "принуждение кремлевских кланов к компромиссу", достижение которого позволить "всем сторонам работать вместе". Именно в таком ключе агентство предлагает рассматривать перестановки в высших эшелонах российской власти, новая конфигурация которой позволит Москве заняться решением стратегических проблем и устранением стратегических угроз.

Таким образом, в США прекрасно отдают себе отчет в том, что только при условии "прекращения клановых войн, истощающих силы государства, Россия сможет эффективнее заняться энергетическим и промышленным секторами, обуздать безудержную коррупцию и восстановить военную мощь". Но этого почему-то не понимают или не хотят понимать российские либералы-идеалисты и часть экспертного сообщества.

И если первым это простительно, поскольку демонстрируемая ими политическая близорукость отчасти компенсируется наивным прекраснодушием, то вторые больше похожи на людей, пытающихся "ловить рыбу в мутной воде". Эта публика, как известно, прекрасно чувствовала себя во времена олигархических войн. Те же самые люди пытались развязать осенью 2003 г. "войну экспертов", с тем чтобы, воспользовавшись аппаратной борьбой в готовящейся к выборам "Единой России", учинить передел рынка политтехнологий.

Однако и от их неадекватности проистекает некоторая польза. Именно благодаря их стараниям сегодня уже мало кто готов всерьез обсуждать "несамостоятельность" Медведева или называть его "клоном Путина".

Выбор читателей