Юбилейный ММКФ пока без сенсаций

Жюри уже оценило несколько фильмов из основного конкурса: о жизни обаятельной проститутки, русской интеллигенции, испанского упаковочного цеха и "мировой деревни" в ее худшем проявлении


ФОТО: moscowfilmfestival.ru



Пока по всей Москве гремели футбольные страсти, на XXX Московском международном кинофестивале прошло открытие, где Уилл Смит целовался с Никитой Михалковым, и наступили тяжелые фестивальные будни.

Одной из первых в основной конкурсной программе ММКФ был показан картина "Почти девственница" - венгерское кино, куда менее радикальное, чем эксперименты вроде "Таксидермии", которые обычно попадают на международные фестивали. Восьмидесятилетний режиссер Петер Бачо выбрал актрису с узнаваемым типажом Джульетты Мазины для истории о невинной шлюхе, недавней девственнице и выпускнице детдома, которую бойфренд продает в проститутки. Но сиротка по имени Борока способна на большее - она сбегает от сутенера, находит нового бойфренда и поступает на курсы маркетинга для исправившихся проституток. Потом сдает бойфренда-негодяя в полицию и успешно продает партию красных зонтиков одному из бывших клиентов. Комедийная мелодрама, которая недолгое время притворяется социальной драмой, держится на обаянии главной героини, и актриса Юлия Убранковиш вполне способна претендовать на одну из наград фестиваля, конкурс которого в этом году богат на сильные женские роли.

Другой участник основного конкурса, "Абсурдистан", напротив, очередное конъюнктурное фестивальное кино, снятое немцем по сценарию грузина и серба на немецко-французские деньги в Грузии и Азербайджане. Фильм рассказывает об аллегорической "восточной" деревне, где говорят по-русски под музыку японца Шигеру Умебаяши, и где мужчины ленивы, но сексуально активны, и для того, чтобы заставить их починить водопровод, женщинам приходится устроить забастовку. Судя по названию, история должна восприниматься шуточно, но за юмор в фильме, кажется, отвечала немецкая часть съемочной группы. "Абсурдистан", успевший получить в Германии приз за лучшую работу художника-постановщика, оставляет впечатление карамельной "потемкинской деревни", где различия культур нивелируются до уровня усредненного псевдофольклора, "мировой деревни" в своем худшем проявлении.

Также Большое жюри ММКФ и зрители фестиваля увидели первый российский фильм-участник основного конкурса - "Сад" Сергея Овчарова, экранизацию "Вишневого сада", которую с равным успехом можно назвать как вольной, так и буквальной. Режиссер добавил к репликам персонажей отсылки к Ницше, главным любителем которого оказывается сверхчеловек-Епиходов, и поместил их в искусственный вишневый сад, за которым горят юпитеры павильона. При этом атмосферу экранизации нельзя назвать театральной - к вызывающе откровенным декорациям добавлены титры в стиле немого кино ("До продажи имения осталось шесть дней", "До продажи имения остался один день"), а изображение обработано в цвета старых, раскрашенных от руки открыток. Заявленная автором как комедия, в руках режиссера пьеса превращается в буффонаду, с фокусами, которые показывает в "многоуважаемом шкафу" Шарлотта Ивановна, со "звуком лопнувшей струны" в исполнении электрогитары и с ролью Гаева, сыгранной как пародия на одного актера и режиссера, также нередко обращавшегося к творчеству Антона Павловича Чехова. Несмотря на все разнородные элементы, актеры и актрисы с прекрасными, не примелькавшимися на экране лицами в финале превращают "комическую" пьесу о продаже вишневого сада в трагедию без всяких кавычек.

Жюри конкурса "Перспективы" в составе Анны Меликян, Стефана Китанова и Яноша Саса начало работу с просмотра испанского фильма "Под снегом". Две дебютантки - Канделла Фигуэйра и Майтена Мурусабаль, испанки, работавшие до этого на голливудских проектах в качестве ассистентов, - сами написали, поставили и спродюсировали фильм, в котором, в отличие от голливудских, почти нет действия, разве что идет снег. Основываясь на личном опыте, девушки придумали фильм о том, как маленькие детали влияют на жизнь нескольких человек, целыми днями укладывающих автомобильные цепи в маленькие рюкзачки. В упаковочный цех приходят две новые работницы, и скучная механическая работа постепенно превращается в соревнование, игру, а четыре незнакомых человека становятся друзьями. Но работа эта только временная, пока идут сильные снегопады, а значит, временно и содружество героев. Сюжетная линия – путь героев к дружбе и ее распад – проходит через фильм как краткие перерывы на кофе и бутерброды, перемежающие монотонное выполнение служебных обязанностей и составляющие главный интерес практически любой работы.

Жюри конкурса "Перспективы" успело посмотреть и два российских фильма-участника, документальные ленты Виталия Манского "Рассвет/Закат. Далай-лама XIV" и Игоря Майбороды "Рербер и Тарковский: Обратная сторона "Сталкера", о которых - в нашем следующем включении с фестиваля.

Выбор читателей