"Яблоко" прокатило маргиналов

Новоизбранный председатель "Яблока" продолжит дело Явлинского: партия останется цивилизованной демократической оппозицией режиму, четко дистанцированной при этом от маргиналов-"внесистемщиков"




На прошедшем в выходные XV съезде "Яблока" бессменный лидер партии Григорий Явлинский покинул пост, уступив его своему заму, депутату МГД Сергею Митрохину. Которого, по результатам голосования, поддержали подавляющее большинство однопартийцев. Питерский радикал Максим Резник, также претендовавший на это место, в результате остался ни с чем. Еще меньше голосов набрал третий претендент - Василий Попов из Карелии. Теперь, по словам Митрохина, Резник должен "сделать выводы" и, в случае неготовности следовать официальным партийным установкам, покинуть "яблочные" ряды.

Новоизбранный председатель продолжит дело Явлинского: партия останется "цивилизованной" демократической оппозицией режиму, четко дистанцированной при этом от маргиналов-"внесистемщиков". С которыми, вопреки официальной позиции "Яблока", как известно, не гнушается сотрудничать Резник. Напомним, лидер питерского "Яблока" был неоднократно замечен на мероприятиях "Другой России", принимал участие в Маршах несогласных и Национальной ассамблее. При этом "яблочное" руководство каждый раз давало понять, что ничего общего у партии с "внесистемщиками" быть не может, однако мнение Явлинского Резник всякий раз игнорировал.

Таким образом, давешнее голосование по кандидатуре лидера партии еще раз показало, что большинство ее членов, в отличие от Резника, вовсе не горят желанием оказаться в одной компании с маргиналами. Позиция "Яблока" на сей счет в очередной раз была озвучена предельно четко и недвусмысленно. Московское отделение партии, возглавляемое Митрохиным, внесло проект постановления "О недопустимости дискредитации партии", в котором предлагалось "считать неприемлемым участие членов партии, а тем более членов ее руководящих органов и руководителей региональных организаций, в создании и работе любых структур вместе с организациями фашистской, националистической, сталинистской направленности".

Разработчики документа настаивали на том, что "деятельность подобного рода наносит существенный политический ущерб и несовместима с пребыванием в рядах партии". Одним словом, делегаты съезда высказывались за то, чтобы партия двигалась в будущее без смутьянов и раскольников, и предлагали поставить вопрос об исключении "внутренних оппозиционеров" - Максима Резника и Ильи Яшина - "в связи с действиями, нарушающими решение руководящих органов и тем самым наносящими политический ущерб партии".

Позже по настоянию Явлинского вопрос об изгнании Резника и Яшина с повестки сняли, но они, по мнению Митрохина, "получили хороший урок". "Позицию Резника поддержали всего четыре человека, включая его самого, - рассказал Митрохин. - Мою позицию поддержали 102 человека. Я исхожу из презумпции порядочности. Думаю, что Резник - человек разумный и сделает выводы из этих голосований. А выводы такие: они должны решить, остаются ли они в партии, или уходят. Но, если остаются, они должны подчиняться решениям партии, которые являются не чьим-то вымыслом или плодом досужего воображения, а волей партии. Есть организации, сотрудничество с которыми решениями партии напрямую запрещено: это националисты, сталинисты, все те силы, которые стремятся к восстановлению в России олигархических порядков ельцинского образца. И мы эту позицию не меняем".

Кроме того, Григорий Явлинский, мотивируя свой уход, призвал к обновлению партии и построению горизонтальных руководящих структур. "Было сделано правдивое признание: Явлинский считает, что это было необходимо для придания партии нового импульса развития. И это правильное, серьезное, креативное решение: рано или поздно в партии должно происходить обновление", - рассказал "Yтру" Сергей Митрохин. Сам он видит своей главной задачей "сохранение линии партии и самой партии, ее выживание и усиление в условиях авторитарного режима и жесткого политического окружения". Какие-то перемены - структурные, кадровые, по его словам, нужны, возможно и изменение тактики. В частности, партия должна больше работать "непосредственно с людьми, больше заниматься защитой прав граждан" - "это залог того, что партия получит серьезную поддержку избирателей". Митрохин попытается вернуть партии способность "выигрывать выборы, ярко и более четко излагать свои позиции избирателям, наращивать мощь своих рядов", хотя и понимает: сделать это будет непросто.

"Оппозиция при авторитарном режиме в любой стране испытывает большие трудности, ее тем или иным способом пытаются уничтожить - либо мягким способом, путем превращения ее в фикцию, либо жестким способом. Вот к нам применяют различные комбинации: уголовные дела против наших представителей до сих пор существуют. Я уже не говорю о фальсификациях на выборах. В этих условиях стоит задача выживания, по возможности - победы, но гарантировать победу при таких условиях игры я не могу. Главное, чтобы и дальше было очевидно, что партия жива, она существует, развивается и сопротивляется", - рассказал новый председатель "Яблока" "Yтру".

При этом партия готова к диалогу с властью "в любых формах, кроме тех, которые потребуют от нас отказаться от наших базовых принципов, ценностей и позиции". Что касается диалога с коллегами по оппозиционному фронту, его условия и границы обозначены в принятой в субботу политической платформе. "Фильтр" для потенциальных союзников будет по-прежнему жестким. "Наши союзы не должны быть беспринципными, они должны основываться на наших базовых ценностях. Даже под предлогом борьбы за свободу и демократию сотрудничество с носителями человеконенавистнических идеологий недопустимо: для них это всего лишь средство для достижения своих целей, не имеющих ничего общего с нашими", - рассказал Митрохин.

Второе - "Яблоко" будет стремиться к объединению демсил, но это объединение будет строиться "на совершенно конкретном фундаменте: признании ошибок, которые были совершены под демократическими лозунгами в прошлом, в частности, в 90-е годы". "Мы считаем, что надо идти по пути реабилитации демократии, чтобы вернуть доверие граждан России к демократическим ценностям. На пути к этой цели нельзя объединяться с кем пропало безо всяких условий. В основу этого объединения должны быть положены наши основополагающие принципы - свобода и справедливость. Мы боремся против существующего режима не для того, чтобы вернуться в прошлое", - убежден новый лидер "Яблока".

С СПС планируется работать так же, как на столичных выборах: "В результате нашего объединения не было ни одной фигуры, которая его бы дискредитировала", напомнил Митрохин. Он отметил, что от идеи переговоров с правыми "Яблоко" не отказывается и сейчас, однако интенсивность этих переговоров "зависит не только от нас".

Кстати, в СПС уход Явлинского с поста главы "Яблока" расценили как сильный и неожиданный шаг и выразили надежду на то, что с новым председателем партия будет более активно участвовать в процессе объединения российских демократов. Лидер СПС Никита Белых заявил РИА "Новости" о готовности к дальнейшему сотрудничеству с новым руководством "Яблока", а секретарь президиума федерального политсовета СПС Борис Надеждин выразил уверенность в том, что шансы на присоединение "Яблока" к объединительным процессам правой оппозиции отныне увеличиваются. "Уход Явлинского и результаты голосования съезда я расцениваю как позитивные для демократического движения в стране в целом. Личность Явлинского препятствовала объединению демократов. Сейчас препятствий нет", - сказал Надеждин.

С вопросом о будущем Григория Алексеевича Митрохин порекомендовал обратиться напрямую к Явлинскому, однако отметил, что тот остается активным членом команды, одним из лидеров "Яблока". Явлинский стал членом созданного Политкомитета (формирующего позицию партии по ключевым политическим вопросам и отвечающего за распределение финансовых средств) - "это очень серьезная должность, и он сохраняет авторитет". Кстати, в политкомитет, вместе с Митрохиным, вошли 12 человек, в частности, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, бывший первый зампред "Яблока" Сергей Иваненко, эколог Алексей Яблоков.

Менять вывеску, с учетом того, что от первоначальной аббревиатуры "Явлинский - Болдырев - Лукин" фактически ничего не осталось, партия не собирается. "Это не вывеска, это наша "фамилия", а ее меняют только при очень серьезных обстоятельствах. Мы пока не собираемся этого делать", - подытожил Митрохин.

Выбор читателей