Симуляция повседневности

В ЦДХ можно увидеть работы одного их ярчайших западных постмодернистов Эрвина Вурма. Его "мгновенные скульптуры" - художественное изобретение, где модель вступает с предметами повседневности в странные отношения




О том, что в искусстве сейчас полный постмодернизм, слышали многие; некоторым также известно, что постмодернизм уже закончился. Однако с конкретными примерами часто возникают проблемы - не так просто вспомнить самого отвязного, самого остроумного, самого невыносимого критика общества потребления, готового на стопроцентное смешивание своего искусства с миром бессмыслицы и повседневности. После посещения выставки "Держи голову в холоде" в ЦДХ (совместный проект галереи "Риджина" и галереи Кринцингер) эти вопросы легко разрешаются: надо только запомнить имя, тем более что это "один из самых известных современных художников, звезда мирового уровня, яркий представитель современного австрийского искусства" - Эрвин Вурм.

Уже в 1980-е теоретики писали о кризисе музея: если раньше это была зона, где зритель мог увидеть новые вещи и новые реальности, созданные художником-творцом, то теперь в музее можно найти лишь новый способ видения, новый способ использования старой вещи, изобретенный художником-потребителем. Выставка Эрвина Вурма открывается тремя скульптурными композициями: потрепанный игрушечный мишка, средство для мытья унитазов и два пластмассовых ведра, испачканных в краске. Как настоящие скульптуры (впрочем, трудно быть более настоящими, чем они) все три работы стоят на небольшим постаментах, устанавливающих правила игры: искусством является все то, что находится в музейном зале. А еще искусством является все то, что художником названо таковым, независимо от того, что думает по этому поводу зритель. Зритель, судя по реакции, думает разное, но прохаживается с любопытством.

На помостах, но уже гораздо большей площади, собраны работы Вурма разных лет: плавящийся небоскреб и музей Гуггенхайма, абстрактные картины, на которые вместо изображения натянут трикотажный джемпер с болтающимся рукавом и разевающимся воротом, фотографии уличных перформансов, инсталляции из бутербродов и гигантских, одетых в обычную одежду картофелин. Предусмотрен элемент интерактивности – по помосту (святая святых традиционного музея и объект неусыпного контроля музейных смотрительниц) можно ходить, но без обуви или в бахилах. И вот что любопытно: надпись на английском нейтрально предписывает действие – "Take off your shoues" ("Снимите ботинки"). Надпись на русском воспроизводит привычную систему музейных запретов: "В обуви не входить". Язык оказывается гораздо более неуклюж и неповоротлив, чем объекты, на которые он указывает.

"Одноминутные (мгновенные) скульптуры" – художественное изобретение Вурма, где модель (это может быть совершенно случайный человек, пришедший по объявлению в газете) вступает с предметами повседневности в откровенно странные отношения. Например, засовывает карандаши в уши или степлер в рот. Или пытается заснуть на узкой доске. Или со скучающим видом напяливает на себя всю одежду, которая висит на вешалке (трое трусов, пять пар шорт, четыре галстука и далее в том же духе). В одноминутной скульптуре можно обойтись и без человека: банан двусмысленно выглядывает из кухонного шкафчика, картошка балансирует на щетке для туалета, а накрененные "Жигули" держатся в таком положении при помощи маркера, засунутого между ними и стеной. Вурм не выстраивает никакого сюжета, смешивая только коды повседневного поведения и не приводящие к содержательному результату бесконечные повторения. Естественность - видимость, повседневность - миф, а человек - заложник собственных фантазий о само собой разумеющихся вещах.

Одно из его видео посвящено будничному течению Yтра: заспанный человек приходит на кухню и готовит себе кофе, равнодушно поглядывая в окно. Пикантность ситуации заключается в том, что экранов три, и на каждом герои, вроде ничего не делая (ну потягиваются, массируют шею, чешут нос), на самом деле полностью копируют движения друг друга. Наблюдать за этим одновременно смешно и тягостно, как наблюдать за очередью в магазине, в конце которой стоишь ты сам.

Выбор читателей