В России запахло новым "делом ЮКОСа"

Ситуация вокруг ОАО "Мечел" может негативно отразиться на планах президента. Даже намек на возможность повторения "дела ЮКОСа" способен свести на нет все его старания по усилению роли России в мире




Вчерашний день многих заставил вспомнить не столь далекий 2003 год. Мировое деловое сообщество, уверовавшее было за последние годы в невозможность повторения "дела ЮКОСа", словно вновь окунулось в события пятилетней давности.

Выступая в четверг в Нижнем Новгороде на совещании по развитию черной металлургии, Владимир Путин сделал резкое заявление в адрес крупнейшей российской горно-металлургической компании "Мечел". По словам премьер-министра, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Следственный комитет при прокуратуре должны обратить внимание на то, что "Мечел" в I квартале этого года продавал свою продукцию за границу "по ценам в 2 раза ниже внутренних, а значит, и мировых". "А маржа где в виде налогов для государства?" – задался вопросом Путин. При этом он не преминул обратить внимание участников встречи на отсутствие гендиректора "Мечела" Игоря Зюзина, который был приглашен на совещание, "но вдруг заболел". По имеющимся данным, руководитель компании слег накануне с приступом кардиологического заболевания. "Ему нужно как можно скорее выздороветь, иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы", – пообещал премьер.

Справка: ОАО "Мечел" – ведущая российская горно-металлургическая компания, консолидирующая контрольные пакеты акций и доли в следующих предприятиях: Челябинский металлургический комбинат, торговый дом "Мечел", "Южный Кузбасс", "Южуралникель", Белорецкий меткомбинат, Вяртсильский метизный завод, "Торговый дом Посьет", "Уральская кузница", Московский коксогазовый завод, "Ижсталь", Mechel Trading, Коршуновский ГОК, Mechel Nemunas (Литва), метзаводы Mechel Targoviste и Mechel Campia Turzii (Румыния).

Заявление Путина привело к обвалу котировок компании на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE): по итогам торгов капитализация "Мечела" снизилась более чем на треть. Не успокоило участников рынка и выступление министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко, уточнившего, что претензии к ОАО "Мечел", озвученные премьер-министром, "были связаны не с металлургией, а с угольной частью", и добавившего, что одной из основных проблем российской металлургии являются низкие объемы поставок коксующихся углей на российский рынок.

Между тем при более пристальном рассмотрении история, разворачивающаяся вокруг "Мечела", выглядит не столь однозначной. Нелишне напомнить, что летом этого года должно было состояться первичное размещение привилегированных акций компании на франкфуртской бирже Deutsche Boerse. "Мечел" собирался разместить до 55 млн привилегированных акций на 11,67% от увеличенного уставного капитала. Диапазон цены размещения был установлен на уровне $50,5-60,5 за одну акцию. При этом "Мечел" рассчитывал разместить свои бумаги с некоторой премией, притом что в обычной практике первичное размещение привилегированных акций происходит с некоторым дисконтом. Незадолго до начала размещения компанией было принято решение перенести его с 23 июля на 11 августа 2008 года. Совершенно очевидно, что после вчерашнего заявления Путина и 35%-ного падения котировок никакого размещения акций ОАО "Мечел" не состоится.

Заявление премьер-министра кажется излишне резким и несправедливым. Крайне трудно поверить в то, что крупнейшая горно-металлургическая компания на действительно хорошем рынке продавала ценное сырье по демпинговым ценам. Это противоречит принципам любого бизнеса, главной целью которого является получение прибыли. Также весьма сомнительно, что компанию удалось уличить в сокрытии реальных доходов и уходе от уплаты налогов. Устаревшие и достаточно примитивные схемы ухода, приходящие на ум при упоминании о продажах по заниженным ценам, не используются современным бизнесом с момента появления "дела ЮКОСа". По мнению аналитика "Unicredit-Атон" Марата Габитова, высказанного им РИА "Новости", в IV квартале 2007 г. "Мечел" закрыл сделку по покупке ХК "Якутуголь", связанной невыгодными контрактами. Возможно, эти контракты повлияли на нынешнее положение вещей – так объясняет эксперт разницу цен для внутреннего и внешнего рынка. Таким образом, "нельзя обвинять "Мечел", что они чем-то злоупотребляли", считает аналитик.

И все же, слово – не воробей.... О последствиях заявления российского премьера можно судить по тому, с какой скоростью инвесторы старались избавиться от акций "Мечела". Панический сброс бумаг компании свидетельствует, что доверие к России и ее активам, сложившееся по прошествии нескольких лет после "дела ЮКОСа", оказалось очень хрупким. Вчерашние события на NYSE показали, что для серьезных опасений инвесторов достаточно единственного громкого заявления политика первого эшелона.

С большой степенью уверенности можно полагать, что нового "дела ЮКОСа" – по крайней мере, в части масштабов – на этот раз удастся избежать. Эта уверенность объясняется отсутствием (как минимум, внешним) политической составляющей в ситуации вокруг "Мечела". В остальном происходящее может довольно негативно отразиться на положении России в современном мире. Президент Дмитрий Медведев хочет воспользоваться сложившейся в мире ситуацией для усиления страны и постепенного ее превращения в один из мировых финансово-экономических центров. Однако малейший намек на возможность повторения "дела ЮКОСа" способен свести на нет все старания российского президента.

Выбор читателей