Разгадка русской души

На выставке Владимира Архипова в залах фонда "ЭРА" можно увидеть экспонаты, лишний раз доказывающие, что наш народ - самый находчивый в мире


ФОТО: erafound.ru



В эпоху победившего концептуализма обращать внимание на окружающий мир как-то не принято. Даже великие экспериментаторы прошлого столетия, пытавшиеся обнаружить художественный образ в далеко не изящных формах писсуара или консервной банки, ныне померкли на фоне бурной деятельности философов от искусства. Впрочем, при всей очевидной непохожести у представителей обоих лагерей просматривается одна сермяжная суть: те и другие не умеют (не хотят) рисовать, писать маслом, отливать фигуры из бронзы и т.д., предпочитая оперировать готовыми - реальными или же воображаемыми - образами.

В этом отношении современные художники, работающие с предметами, имеют явное преимущество - оценить остроумие творческого выбора значительно проще, чем проникать в подсознание совершенно незнакомого тебе человека. К тому же, как правило, зритель, увидевший хотя бы некоторое количество арт-объектов на выставке, испытывает чувство глубокого удовлетворения по сравнению с любителем искусства, столкнувшимся с новой категорией искусства, приближающейся к понятию "ничто".

По этой причине выставка Владимира Архипова, работающая в залах фонда "ЭРА", имеет все шансы на успех. Экспозиция, открывшаяся в рамках мегапроекта "Народный музей самодельной вещи", приурочена к официальному запуску соответствующего тематического сайта. И если о художественной "пригодности" представленных здесь предметов еще можно поспорить, то историко-этнографическая ценность материала абсолютно бесспорна.

Загадочные предметы, собранные или же зафиксированные на фотопленку Архиповым во время многочисленных путешествий по всей России, а ранее - Союзу, не только восстанавливают картину жизни нашей провинции в эпоху застоя, но и в значительной степени раскрывают редкостную сметливость, присущую обладателям "загадочной русской души". Наиболее оригинальные предметы из коллекции Архипова - такие, как телевизионная антенна из двух велосипедных колес, затычка для ванны из сапожного каблука или дорожный знак, приспособленный под лопату, - не только приобрели широкую известность, но и неоднократно выставлялись в Москве и даже украшали русский раздел на Биеннале в Сан-Паулу. Созданные отнюдь не ради искусства, а исключительно с утилитарными целями, они представляют собой своеобразную современную ипостась фольклора, поразительным образом перекликающуюся с постмодернистским сознанием совершенно других слоев общества. "Чем вещи менее эстетически отрефлексированы их авторами, тем они интереснее, чище, ближе к нулю. Эта чистота не убивает личностного, персонального измерения, в отличие от любой другой вещи с улицы или из магазина", - считает Архипов. И хотя со временем география его творческих поисков значительно расширилась и даже охватила другие континенты, отдельные экспонаты, представленные в фонде "ЭРА", лишний раз доказывают, что наш народ - самый находчивый в мире. Чтобы убедиться в этом, достаточно отдать должное огородному сарайчику-складу, оборудованному в корпусе старорежимного автомата с газировкой.

Выбор читателей