Чехам не дадут "приватизировать" пиво

Чехия пытается добиться от Евросоюза признания чешского пива охраняемым национальным брендом. Но даже если это произойдет, дивиденды будут не так велики, как хотелось бы чехам

"Чешское пиво, сваренное в России" - это словосочетание, которое кажется нелепым настоящим ценителям пенного напитка, вскоре может быть запрещено официально. Правда, только в том случае, если Брюссель пойдет навстречу пожеланиям Праги и признает чешское пиво охраняемым национальным брендом. И если Россия, в свою очередь, признает соответствующее постановление Евросоюза. При соблюдении названных условий чешским будет считаться только то пиво, которое сварено в Чехии, и даже продукция, произведенная по лицензии чешских пивоварен в других странах, не сможет воспользоваться этим определением.

Добиться подобного признания чехи пытаются уже давно. Им не дает покоя особое положение, занимаемое в алкогольной индустрии коньяком и шампанским. Как известно, во многих странах мира только продукция, произведенная во французских регионах Коньяк и Шампань, имеет право носить соответствующие названия. Ирония, однако, заключается в том, что, даже получив вожделенное решение Евросоюза, Чехия вряд ли получит те же преимущества, которыми пользуются французы. Во-первых, последние вовремя подсуетились, превратив "коньяк" и "шампанское" в имена нарицательные, обозначающие отдельную категорию алкогольных напитков. А "чешское" - всего лишь определение, и никто не даст чехам приватизировать слово "пиво". Так что им по-прежнему придется на равных конкурировать с не менее известными пивоварами Ирландии или Германии. А во-вторых, испытав на себе прелести глобализации, большинство знаменитых винодельческих домов Франции тем не менее остались в собственности местных компаний, заинтересованных в сохранении национального достояния. Так, бренд Hennessy является основой для крупнейшего мирового производителя предметов роскоши LVMH, ему же принадлежит марка шампанского Moet (собственно, аббревиатура и расшифровывается –-Moet Hennessy Louis Vuitton). Коньяк Martell выпускает французский холдинг Pernod Ricard. А коньячный дом Camus и по сей день остается независимым семейным предприятием.

На пивном рынке Чехии ситуация принципиально иная. Отрасль почти полностью контролируется глобальными корпорациями отнюдь не чешского происхождения. Так, например, Plzeтsky Prazdroj, выпускающая Pilsner и Velkopopovicky Kozel, принадлежит британской компании SABMiller. Компания Heineken в Чехии владеет пивоварнями Starobrno и Krusovice Breweries, а портфолио брендов представлено такими чешскими марками, как Starobrno, Hostan, Zlaty Bazant, Krusovice. В марте текущего года Heineken приобрела еще один пивной актив - компанию Drinks Union, которой принадлежат четыре пивоварни в Северной и Восточной Богемии. Самой известной маркой Drinks Union является национальный бренд Zlatopramen. Эта покупка позволяет Heineken увеличить свою долю на внутреннем рынке Чехии до 12% и стать третьим по величине его игроком.

В собственности чешского государства осталось только предприятие Budejovicky Budvar, которое производит популярное пиво "Будвайзер", отсудив, кстати, право на использование данного названия - по крайней мере, в странах Европы - у одноименного пива из США. Но и эту компанию планируется продать. По мнению аналитиков, приватизация может принести чешской казне более €1 миллиарда. И не исключено, что покупателями станут те же американцы.

Понятно, что крупные концерны в национализации чешского пива отнюдь не заинтересованы. Ведь их продукция выпускается и на территории других стран. В частности, SABMiller разливает свое "чешское" пиво в России, Польше и Словакии. "Акулы" мирового алкогольного рынка не устают повторять, что по вкусовым качествам лицензионное пиво от "родного" ничуть не отличается. Впрочем, для любого россиянина, хоть однажды попробовавшего местного пива в Чехии, разница все же очевидна. Но эти счастливчики предпочтут настоящее чешское пиво и без указаний Евросоюза. Для остальных же отсутствие соответствующего определения на этикетке вряд ли станет определяющим фактором при выборе продукта. Тот же Velkopopovicky Kozel, выпускаемый в России, уже нашел свою аудиторию. Есть свои приверженцы и у других чешских марок российского розлива. Труднее придется брендам, не знакомым нашему рынку. Хотя и они, скорее всего, не сильно пострадают. Просто вместо национальной принадлежности пива будут указывать на этикетке и подчеркивать в рекламе, что оно произведено по чешской лицензии и традиционной технологии.

Но пока в России глобальным корпорациям ничто не угрожает. Ни один из национальных брендов наша страна до сих пор не признала, защищая право своих граждан покупать "Московский" коньяк и "Советское шампанское". Правда, при вступлении в ВТО этим все же придется поступиться. Однако пока Россия дождется вступления в ВТО, сама ВТО может приказать долго жить.

Выбор читателей