Мутко знает, как победить Китай

Проанализировав бешеный успех китайских олимпийцев, российский министр спорта выступил с глобальным заявлением о коренной реорганизации профессионального спорта в стране




Ситуация на Олимпийских играх порой вызывает в России самые неожиданные отклики. Как и на прошлой Олимпиаде, пекинская программа составлена таким образом, что в первую неделю у россиян мало шансов на лидерство в командном зачете. С другой стороны, в программе есть такие медалеемкие виды, как плавание и спортивная гимнастика, где в былые времена наша страна получала значительный процент золота. И хотя командный зачет - неофициальный, практика последних десятилетий сложилась так, что он становится едва ли не самым престижным и почетным. Причем так думают не только чиновники и политики, которым это по должности положено, но и рядовые болельщики.

Это касается не только о России. Спорт вообще и спорт олимпийский в частности давно стал одной из весьма продвигаемых национальных идей во всем мире. Другое дело - "оргвыводы". У российского чиновничества, вдохновленного олимпийскими успехами китайской сборной, не мог не созреть план "огосударствливания" спорта высших достижений. Благо, примеров в советской истории много, а вернее, один большой советский пример, когда строжайшим образом вписанная в политическую и социальную машину советского общества спортивная организация давала мощный результат.

Разумеется, министр спорта России Виталий Мутко выступил с глобальным заявлением о коренной реорганизации профессионального спорта в стране. Мутко говорит о том, что с более или менее вольным распределением крупных денег в федерациях по видам спорта будет покончено. Финансовую поддержку федерациям будет оказывать именно руководимое им министерство. "Только, - добавляет министр, - каждая федерация должна быть готова положить на стол отчет о бюджете. Не так, как сейчас – требовать от государства, - а деньги от найденных спонсоров класть себе в карман. Этого мы не допустим в отношениях ни с федерациями, ни с ОКР". Иными словами, картина министру представляется следующая: все финансирование федераций и ОКР в целом будет вестись через государственные "фильтры".

С одной стороны, ту помощь, которую и так выделяет государство через бюджет, распределяет сейчас и будет распределять государство. Правда, не понятно, кто тут главный "фильтр" - собственно ведомство Мутко или пока еще сильный Росспорт во главе с Вячеславом Фетисовым. Последний подчиняться Мутко явно не намерен. Однако в духе всех российских "вертикализаций" следует ждать либо полного подчинения Росспорта профильному министерству, либо, как минимум, упразднения непокорного Фетисова с нынешнего поста главы ведомства.

С другой стороны, во главе угла стоит весьма щепетильный вопрос спонсорских отчислений, который всегда не дает покоя чиновникам всех мастей. По логике Мутко, спонсоры должны будут переводить деньги в его министерство, а уж оно целевым образом их распределит. Таким простым способом Мутко возглавит единую систему "фильтрации и распределения" всех денег, попадающих в российский спорт. Пока, кажется, у спонсоров спросить забыли, согласятся ли они кормить лишний чиновничий рот. Но в последние годы разговор с властью у бизнеса складывается не в пользу последнего: если что - "закошмарят"...

Идея Мутко, повторим, не новая. Именно так и действовала советская спортивная организация: НОК СССР был, в сущности, ширмой, необходимой для формального отчета перед Международным олимпийским комитетом. А фактически деньги распределяли даже не в правительстве и Спорткомитете СССР, а выше - в партийных "инстанциях", откуда уже спускались разнарядки.

Есть, правда, одно "но". "Через систему аккредитаций при министерстве мы должны выстроить очень четкую и прозрачную систему взаимоотношений между государством и общественными организациями, которыми по своему статусу являются спортивные федерации", - говорит министр спорта. Слово "взаимоотношения" тут - чистой воды эвфемизм: надо читать "руководство". И в этих словах Мутко кроется тот самый подводный камень, который может привести к серьезнейшим последствиям для российского спорта.

Как известно, МОК не допускает вмешательства государства в деятельность общественных организаций, которыми, как справедливо заметил Мутко, и являются федерации и национальные олимпийские комитеты. Что уж говорить об ОКР! Правда, ОКР-то руководит еще один "домочадец", бывший личный тренер Путина по горным лыжам Леонид Тягачев. Но сути дела это не меняет: попытка фактически и формально подчинить государству федерации вместе с ОКР по законам МОК будет означать только одно: исключение российского спорта из международного олимпийского движения.

Мутко и его начальство все это прекрасно понимают. И именно потому так активно министр кивает на успех китайской олимпийской команды: ведь в сегодняшнем Китае, в отличие от России, и правящая партия руководит страной не формально, а реально, и влияние государства на спорт огромно. Для опытных юристов ничего не стоит наладить систему, при которой спорт на бумаге будет независимым от государства, а на деле - полностью ему подчиненным. Ведь считались же советские спортсмены "любителями", и, хотя весь мир потешался по этому поводу, юридически ничего с этим поделать не могли. И до тех пор, пока МОК не допустил на Игры профессионалов, сборные СССР и ГДР были в первых рядах олимпийских победителей.

Думаю, и сейчас у МОК найдется адекватный ответ министерским планам, так что российскому спортивному чиновничеству предстоят свои Олимпиады – и хорошо бы, чтобы болельщики, спортсмены и тренеры не стали, как в 1980 и 1984 гг., заложниками этих подковерных игрищ.

Все подробности Олимпиады в Пекине на Sport.Yтро.ru

Выбор читателей