Дега как знаток женской психологии

Лучшим местом для работы этот оригинал считал ванную. Только там дама может полностью расслабиться и стать совершенно естественной - не без основания утверждал художник


ФОТО: museum.ru



Хорошо известно, что французский художник Эдгар Дега был крайне любопытен. В отличие от своих современников, мирно писавших светские пикники, гламурных красоток или приятные сельские виды, Дега норовил проникнуть в самые глубины женской частной жизни, чего до него не удавалось никому, а впоследствии неплохо получалось лишь у его младшего современника, Анри Тулуз-Лотрека. Даже те, кто весьма поверхностно знаком с творчеством этого импрессиониста, могли убедиться, что, изображая своих любимых танцовщиц, Дега предпочитал запечатлеть их во время репетиции, а еще лучше - когда валящиеся с ног от усталости красавицы почесываются, позевывают и растирают отекшие ноги.

Лучшим местом для работы этот оригинал считал ванную. Только там дама может полностью расслабиться и стать совершенно естественной - не без основания утверждал этот знаток женской психологии. Волнующие позы натурщиц, стригущих ногти и расчесывающих волосы, а также динамичные ракурсы особ, яростно растирающихся полотенцем, вдохновляли Дега на целые серии рисунков и пастельных эскизов.

К сожалению, воплотить в большом формате подобные этюды не получалось. Зато настоящее утешение мастеру приносили книжные иллюстрации, особенно если сюжет литературного произведения соответствовал его вкусам. На выставке "В пространстве полусвета", представленной в залах Музея личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина, экспонируются уникальные коллекционные издания с иллюстрациями Эдгара Дега.

В основу экспозиции легли гравюры, созданные художником для произведений "Разговоры гетер" Лукиана и "Семья Кардиналь" Людовика Галеви. Справедливости ради надо подчеркнуть, что уникальные альбомы, вошедшие в состав выставки, были опубликованы спустя почти два десятилетия после смерти художника по инициативе двух известных издателей - легендарного галериста и арт-менеджера Амбруаза Воллара и коллекционер Огюста Блэзо, который успел приобрести на посмертной распродаже произведений Дега уникальные оттиски, сделанные еще в 1870-х годах.

Первоначально эти работы, опубликованные Волларом, вовсе не предназначались для оформления книг - подобно Обри Бердсли и другим известным рисовальщикам, Дега создал множество рисунков и зарисовок весьма откровенного характера. Многие из них впоследствии были уничтожены братом художника, искренне заботившимся о посмертной репутации своего талантливого родственника. Однако же изображения будничных сцен из жизни "жриц любви" настолько подходили к "Разговорам гетер", что у Воллара возникли сомнения лишь по одному поводу: пользовались ли античные гетеры изящными шелковыми чулками.

Что касается второго произведения, то его автор - Даниэль Галеви - был необычайно дружен с художником, который сам вызвался проиллюстрировать его новый роман о двух нимфетках, пытающихся найти состоятельных покровителей в парижской Опере, считавшейся очагом разврата. К сожалению, пытаясь угодить другу, художник несколько перестарался и придал черты Галеви главному герою. Не удивительно, что писатель отнюдь не счел себя польщенным и отказался публиковать свой роман с иллюстрациями Дега - листы вернулись в его студию, где и хранились до самой смерти мастера.

С точки зрения морали произведения, представленные на выставке, могут вызвать несколько противоречивую реакцию. Однако поклонники динамичных, характерных рисунков художника оценят его блестящую работу в технике монотипии. Считаясь разновидностью печатной графики, техника монотипии, изобретенная еще в XVII столетии, заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и по характеру максимально близок к оригинальному рисунку.

Приятным дополнением к выставке является небольшой раздел фотографий с парижскими видами 30-х годов прошлого столетия.

Выбор читателей