Новая драма театра

"Мы еще не все сказали друг другу. Мы думали, что знаем, как все происходит на самом деле, немцы думали так же", - говорит о своей работе польский режиссер Ян Клята. Его спектакль обещает стать событием на фестивале "Новая драма"


ФОТО: Newdramafest.ru



Завтра начинается фестиваль современной пьесы "Новая драма", который проходит в Москве в седьмой раз. В отличие от экспериментального и сдержанного прошлого года, на этот раз ожидаются не только пьесы и их презентации, но и сами спектакли. Из московских премьер - только две, остальные привозные российские и зарубежные постановки. Однако главное, по словам организаторов, не количество и даже не качество спектаклей. Главное, что современная пьеса, несмотря на сомнения, в пространстве театра все-таки существует.

Правда, в степени оптимизма по отношению к продвижению современной драматургии в российском театре организаторы радикально расходятся. Учредитель фестиваля и руководитель Театра.doc Михаил Угаров, известный своей любовью к провокационным дискуссиям, заявил на пресс-конференции: "Сейчас у меня очень мрачные мысли. Карта новой драмы бита. Для развития современной драматургии необходимо соответствующее общество, которое в России отсутствует". Елена Гремина, учредитель того же фестиваля и руководитель того же театра в приветственном слове создателей "Новой драмы" обратила внимание на то, что "Нынешнему "новому драматургу" театр не нужен. Да, это случилось - равнодушие и непонимание стало взаимным... состоится ли встреча Драматурга и Театра, на которую мы надеялись шесть лет назад, не известно. Если все же театру нужен современный автор, теперь театру (и стоящей за ним государственной системе) придется приложить усилия, чтоб заставить драматурга в это поверить".

Программный директор Кристина Матвиенко осторожно отметила, что видна и положительная динамика: в региональных театрах в прошлом сезоне появились спектакли по современным пьесам, к тому же некоторые постановки созданы при участии "Новой драмы" - "это важное приобретение, камерное по масштабу, но осмысленное". С наибольшим воодушевлением настроен художественный руководитель театра "Практика" и учредитель фестиваля Эдуард Бояков: "Программа фестиваля в этом году внушает огромную надежду. Мы как никогда уверены в себе, даже если кто-то говорит, что "Новая драма" рассыпается. Новая драма - это не движение, а контекст".

Фестиваль будет набирать обороты сразу в трех направлениях. По вечерам будут показываться спектакли основной программы. Повторов не будет, поэтому о билетах стоит позаботиться заранее. Событием обещает стать польский спектакль "Трансфер", в котором сталкиваются судьба маленького человека и события большой истории, Второй мировой войны (тем более что эта история во многом у нас общая).

Режиссер Ян Клята говорит о своей работе: это "рассказ о нашем восприятии истории, и о том, существует ли объективная история вообще... Мы еще не все сказали друг другу. Мы думали, что знаем, как все происходит на самом деле, немцы думали так же". Фон для воспоминаний ветеранов войны - Ялтинская конференция, где решение о будущем мира принималось на троих и почти всегда несправедливо.

Латвийский театр покажет "Норлево FM" - "вещественную" историю из жизни современного города. Театральную группу создали профессиональные кукольники, поэтому играют здесь не только сами актеры, но и совсем неожиданные предметы. Из Челябинска приедет работа француженки Кристин Жоли по пьесе влиятельного французского драматурга Жан-Люка Лагарса "Я была в доме и ждала, чтобы дождь пошел". Питерский "Белый театр Музея Достоевского" покажет спектакль по пьесе финского драматурга Мики Мюллюахо "Паника. Мужчины на грани нервного срыва". В постановке участвующего в прошлой "Золотой маске" актера и режиссера Александра Баргмана занят прекрасный артист Виталий Коваленко. Также в программе фестиваля спектакль театра "Ложа", основанного Евгением Гришковцом, и американские The Suicide Kings, совмещающие хип-хоп, панк-рок и водевиль.

Днем на протяжении недели в репетиционном зале театра "Практика" организуются читки пьес, некоторые из которых выглядят уже почти законченными спектаклями. Это восемь лучших пьес, отобранных "Новой драмой" на основе различных драматургических конкурсов. Из текстов Максима Курочкина, Вячеслава Дурненкова, Натальи Ворожбит, Германа Грекова и других жюри, в которое в том числе входят режиссеры Кама Гинкас и Алвис Херманис, арт-критик Екатерина Деготь и Павел Лунгин, назовет в финале имя победителя.

Кроме того, днем будут проходить дискуссии и мастер-классы. Первый из них проведет Людмила Петрушевская. На дне новой немецкоязычной драматургии представят пьесу Торстена Бухштайнера "Норд-Ост", в которой взгляд со стороны помогает найти нужные и точные слова (помимо немецкой на фестивале планируют обсудить польскую и финскую современную драматургию). В последний день состоится дискуссия, посвященная пражской весне 1968 г. "Превращения империй и демократий". А непосредственно перед закрытием фестиваля Александр Филиппенко сыграет в спектакле-акции "Демарш энтузиастов", в котором слова Довлатова, Аксенова, Высоцкого, Окуджавы, Бродского и других становятся просто словами времени. "Новая драма" для этого, собственно, и предназначена - поймать собственное время и рассказать о нем.

Выбор читателей