Грустный праздник

Создатели фильма "Гитлер капут!" собрали добрую половину звезд ТВ и, не уделяя никакого внимания сюжету, умудрились превратить историю Третьего рейха в психоделический корпоратив на фоне свастик




Гитлер капут!, Россия, 2008
Режиссер: Марюс Вайсберг
В ролях: Павел Деревянко, Анна Семенович, Михаил Галустян, Ксения Собчак

Германия, конец Второй мировой. Берлин в противотанковых ежах и колючей проволоке, предчувствуя скорое падение, охвачен клубной истерикой. Ева Браун (Ксения Собчак) уговаривает Гитлера отправиться на выходные в Эмираты, партийная верхушка часами мается на совещаниях с накокаиненным фюрером, а советский агент Шура Осечкин (Павел Деревянко) в перерывах между нацистскими корпоративами принимает шифровки из Центра. Его последнее задание - заполучить "гиперболоид инженера Гарика" и отправить секретный прибор вместе с изобретателем в Москву. На помощь агенту посылают радистку Зину (Анна Семенович), которая, десантировавшись в условленное место, тут же принимается в танце уничтожать вражеских солдат. Выполнив задание, Осечкин и Зина сами бегут на Родину, где их встречает голубое небо, пшеничные поля, Булдаков-Кузьмич и прочие атрибуты мирной беззаботной жизни.

Отвлекаться на историю с гиперболоидом зрителю не стоит. Сюжет здесь вообще не имеет никакого значения. Зато халтурную работу сценариста с лихвой компенсировали костюмеры, художники и танцоры. Главное, что продюсеры вообще решились на такой проект. Сам факт выхода фильма на экраны гораздо важнее того, что мог бы сказать зрителю режиссер Мариус Вайсберг.

Казалось бы, чего такого крамольного может быть в ленте, где занята добрая половина отечественных ТВ-звезд: Тимати, Собчак, Чехова, Галустян, Стоянов, Гальцев и так далее. Однако обряженные в фашистскую форму кумиры сразу же притянули к себе внимание совсем не той аудитории, на которую рассчитывали. Сначала московские власти, ссылаясь на "письма возмущенных горожан", обязали прокатчиков демонтировать всю наружную рекламу фильма. Вслед за ними питерские коммунисты потребовали отказать в прокате этой "кинодиверсии", а всей съемочной группе фильма запретить работать в кинематографе. И это при том, что прокатчики тактично отказались от своей первоначальной идеи - выпустить картину ко Дню Победы.

Действительно, "Гитлер капут!" нарушает сложившийся кинематографический канон. Он совсем не похож на наши старые фильмы о Великой Отечественной войне, хотя карикатурными фашистами со шнапсом и сосисками никакого ветерана не удивишь. Но тут авторы ушли так далеко от классических образцов, что любители старых военных хитов вроде "Офицеров" или "Семнадцати мгновений весны" только плюнут, посмотрев любые десять минут нового фильма. Гитлер здесь, как утверждает закадровый голос, "на измене", а эсэсовцы "жгут" в караоке под "калинку-малинку" и соревнуются на чемпионатах по зигхайлю, обнаженная разведчица Зина плещется в ванной с нацисткой, а напудренный Борман (Юрий Стоянов) поет каэспэшные баллады, пытаясь затащить Осечкина в койку.

Впрочем, все это не имеет никакого отношения ни к ветеранам, ни к патриотизму - как "Jesus Christ Superstar" не имеет отношения к религии. "Гитлер капут!" был бы таким же, если бы речь в нем шла о борьбе за урожай или, скажем, о партийной борьбе. Все эти шутки и гэги, так оскорбившие питерских коммунистов, мы знаем по комедийным ТВ-шоу, анекдотам и популярной в начале 1990-х бессовестной книжной серии "Похождения штандартенфюрера СС фон Штирлица" - они не новы, не смешны и абсолютно беззубы.

Что гораздо больше возмутит консервативно настроенных зрителей, - это первая (и, надо думать, последняя) попытка экранизации концепта "гламурный фашизм". Бриллиантовых свастик с орлами вперемешку со звездами и крестами тут как страз на джинсах у московской школьницы. Свастики навязчиво лезут в кадр в кабинетах в виде пресс-папье и в ночных клубах в виде диско-шара. Здесь же на танцплощадке какими-то рейхс-символами пульсирует проектор, все переливается и сверкает невозможными кислотными красками. Аналогично поставлены танцы: немецкие автоматчики в касках складываются в многофигурные композиции, изображая сердце, пронзенное стрелой, Гитлер вертится волчком, а Осечкин натягивает балетную пачку.

Все это выполнено очень добросовестно и выглядит ярко и дорого, но при этом настолько избыточно, что очень скоро количество символики хочется убавить раза в два. Свастики кружатся, мельтешат, сверкают и в конце сворачиваются в какой-то психоделический калейдоскоп, неизбежно вызывая головную боль. В сочетании с навязчивой звуковой дорожкой ("Ленинград", Das Palast Orchestra) и счастливым смехом соседей по залу "Гитлер капут!" оставляет тяжелое похмельное впечатление привычного офисного корпоратива - шумного, пьяного и бестолкового.

В прокате с 18 сентября

Выбор читателей