Курс рубля
- Ждать ли "апокалиптический" курс доллара: эксперты предупредили россиян
- Обменники массово закрываются по России после обвала доллара
- Минфин двумя словами объяснил причину обрушения рубля
ФОТО: mmom.ru |
История Марфо-Мариинской обители, равно как и история жизни ее знаменитой основательницы великой княгини Елизаветы Федоровны, тесно переплетена с историей страны и является чудесным сочетанием истинного благородства, беззаветной любви к людям и глубокого драматизма.
Великая княгиня Елизавета Федоровна происходит из рода герцогов Гессен-Дармштадских. Ее родителями были великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV и принцесса Алиса, внучка английской королевы Виктории. Элла (как называли в семье Елизавету) была вторым ребенком в семье. К двадцати годам она считалась одной из первых красавиц среди европейских принцесс и обладательницей многочисленных талантов. В 1884 г. она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича - брата российского императора Александра III.
В России Елизавету полюбили сразу. При своей ослепительной красоте она была добра и проста в обращении. Несмотря на свой юный возраст, она умела расположить к себе людей. Русским языком великая княгиня овладела в совершенстве и говорила на нем почти без акцента.
В 1891 г. супруг Елизаветы великий князь Сергей Александрович был назначен московским генерал-губернатором. На следующий год после этого Елизавета Федоровна организует Елисаветинское благотворительное общество, учрежденное для того, чтобы "призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных". Сначала деятельность этого общества проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Помимо этого, Елизавета Федоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста.
Пятого (18) февраля 1905 г. московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович был убит взрывом бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. Поведение Елизаветы Федоровны после гибели ее супруга поразило многих современников и даже ее родственников. С момента кончины Сергея Александровича Елизавета Федоровна не снимала траур, держала строгий пост и много молилась. Спустя два года великая княгиня принимает решение разделить все семейные драгоценности на три части. Первая часть возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, а третья направлена на основание Марфо-Мариинской обители. Сама же великая княгиня становится ее настоятельницей.
Вновь образованная обитель стала приютом для московских сирот и больных. Елизавета Федоровна принимала активное участие в лечении и уходе за своими подопечными, для них в обители построены больница и амбулатория. Помогала настоятельница и бедным сельским приходам, не имевшим средств на строительство или ремонт собственных церквей. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском г. Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца. Кстати, недавно было объявлено, что власти Италии передадут комплекс в Бари Русской православной церкви.
После революции 1917 г., несмотря на уговоры друзей и ряда видных людей того времени, великая княгиня Елизавета Федоровна отказалась покинуть своих подопечных и Россию. В 1918 г. она была арестована, перевезена в г. Алапаевск, где и погибла.
Памятником благородной жизни и мученической смерти этой замечательной женщины стало дело, которому она посвятила значительную часть своей жизни, - Марфо-Мариинская обитель. Официальное открытие обители состоялось 23 (10) февраля 1909 года. По заказу Елизаветы Федоровны, на ее территории был построен Покровский храм и сестринский корпус. Для строительства храма в 1908 г. Елизаветой Федоровной был приглашен известный русский архитектор Алексей Щусев. За роспись только что возведенного здания взялись художник Михаил Нестеров и его ученик Павел Корин. Со временем преобразился и сестринский корпус: когда число сестер милосердия превысило 50 человек, для них по проекту архитектора Дмитрия Челищева было построено новое общежитие.
Как церковное благотворительное учреждение Марфо-Мариинская обитель не имеет аналогов в мире. С момента своего основания она являлась совершенно новым типом церковной организации. Обитель жила по уставу, написанному самой великой княгиней Елизаветой Федоровной с благословения старцев Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пустыни.
По замыслу основательницы, сестры совмещали молитву с помощью мирянам. Больные и неимущие могли найти себе здесь утешение и реальную помощь, прежде всего, медицинскую. Квалифицированные московские доктора работали в местной бесплатной больнице. На специальных курсах при обители они обучали сестер милосердия основам медицины.
В обитель принимались православные девушки и женщины от 21 до 40 лет. Сестры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Правда, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока они могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Согласно уставу, обитель должна была всячески помогать таким сестрам, приготовить им приданое и поддержать их на первых порах.
В лучшие годы обители (1914 - 1917 гг.) в ее стенах трудилось более ста сестер милосердия. В годы Первой мировой войны здесь размещался госпиталь для тяжелораненых. В своем первоначальном назначении обитель просуществовала до 1926 года. После этого еще два года на ее территории действовала поликлиника, где работали бывшие сестры. В сентябре 1944 г. территорию обители занял научно-реставрационный центр имени Грабаря. И только в 1992 г. комплекс Марфо-Мариинской обители решением московского правительства был передан Московской патриархии.
Сейчас в обители действуют приют-пансион для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба и магазин церковной утвари. Сестры трудятся в военных госпиталях, НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, в ожоговом и травматологическом отделениях.
К моменту возвращения обители Патриархии, состояние ее архитектурного комплекса было критическим. Надежда на его восстановление появились после того, как сопредседателем попечительского совета Марфо-Мариинской обители стал мэр Москвы Юрий Лужков. Только благодаря усилиям московских властей в мае 2007 г. на ее территории начались ремонтно-реставрационные работы. По словам руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Александра Левченко, еще совсем недавно практически все здания и прилегающая территория были в руинах. "Почти все здесь пришлось восстанавливать с нуля, но, даже несмотря на это, нам удалось по максимуму сохранить старинную архитектуру", - не без гордости замечает он.
В первую очередь реставраторы взялись за укрепление несущих конструкций зданий. Потом пришел черед внутреннего убранства. В результате в Покровском соборе были восстановлены монументальная живопись и старинный иконостас. Декор и убранство внутренних помещений воссозданы в соответствии с историческими свидетельствами. Так, например, мебель для покоев Елизаветы Федоровны была изготовлена по каталогам начала XX века. В ходе реставрации была полностью благоустроена и внешняя территория обители: в парке высажены деревья, кустарники и многолетние цветы, проложена сеть пешеходных дорожек, установлены фонари.
Сегодня, по прошествии столетия со дня основания и после нового освящения Марфо-Мариинской обители, можно с уверенностью сказать, что в ее долгой и непростой жизни наступила светлая полоса. А это значит, что на территории Москвы вновь будет существовать обитель добра и милосердия, притягивающая к себе бедных и страждущих, как это было много лет назад, при жизни ее основательницы Елизаветы Федоровны.
Противник все чаще начинает сдаваться в плен, заявил спикер
Москва пойдет дальше Донецкой области, считают в Киеве
Вкуснейший рецепт десерта из тыквы: полезные блины порадуют домашних
"Раньше не видела ничего подобного": британцы сняли НЛО в форме конфеты
Дети массово рухнули на землю во время линейки в честь погибшего на СВО