Крушение Boeing было делом рук человеческих

Катастрофа в Перми произошла из-за слабой подготовки пилотов лайнера. По основной версии, летчики могли запутаться в показаниях малознакомого им навигационного прибора - авиагоризонта




Расследование причин падения Boeing 737 в Перми продвигается все дальше. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришла к выводу, что предварительные версии о технических неисправностях самолета, которые привели к аварии, не подтвердились. Как пишет "КоммерсантЪ", все указывает на то, что катастрофа произошла по вине пилотов, управлявших лайнером: они оказались недостаточно подготовлены в выполнению своих обязанностей.

Первоначальное мнение некоторых авиационных экспертов о том, что крушение было следствием технических неисправностей самолета, разделял и глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, который говорил о возможном пожаре и отказе одного из двигателей Boeing. Росавиация фактически поддержала другую, тоже техническую версию катастрофы, разослав в российские авиакомпании распоряжение о запрете эксплуатации самолетов с неработающим автоматом тяги - системой автоматического поддержания скорости полета.

Пилоты Boeing 737 незадолго до трагедии жаловались на некорректную работу этого устройства, однако техники признали это несущественным фактором и разрешили летать. Специалисты МАК в ходе расследования опровергли обе эти версии. Техническая комиссия установила, что двигатели самолета работали до столкновения с землей. Неисправный автомат тяги также не мог повлиять на создание предаварийной ситуации. "Эта система, подобно круиз-контролю в автомобиле, автоматически поддерживает заданную скорость машины, - сообщил один из участников расследования. - Она создает летчику дополнительный комфорт, но не является необходимой при пилотировании. Многие самолеты российского производства не оборудованы автоматом тяги".

Первичный анализ записи параметрического самописца лайнера показал, что автомат тяги был включен пилотами во время посадки в Перми и нормально работал, поддерживая скорость самолета до того момента, пока он не начал падать. "Из технических проблем разбившегося Boeing можно отметить лишь небольшую разницу в тяге правого и левого двигателей, - рассказал один из экспертов. - Однако списать катастрофу на разнотягу нельзя. Причина трагедии, видимо, в квалификации пилотов".

Специалисты считают, что пилоты оказались в экстремальной ситуации после того, как самолет, выполнив четыре разворота и взяв курс на посадку, неожиданно резко взмыл вверх. Этот маневр стал полной неожиданностью как для диспетчера пермского аэропорта Ирека Бикбова, так и для самих летчиков. Как следует из расшифровки их переговоров между собой, о том, что машина идет вверх, они узнали из радиосообщения диспетчера. Сам по себе набор высоты вместо снижения не был опасен - диспетчер предложил пилотам развернуть самолет и повторить заход. Однако выполнить его команду летчики по какой-то причине не смогли.

Вероятно, случившееся сбило их с толку и они просто потерялись в пространстве. Об этом свидетельствует то, что, приняв команду диспетчера об уходе на повторную посадку, летчики начали спорить, куда поворачивать - влево или вправо. В результате было решено лететь влево, и самолет пошел прямо на жилой микрорайон Перми. Маневр не удался: лайнер, глубоко накренившись на левое крыло, сорвался в стремительное пикирование по спирали.

Причина дезориентации экипажа в воздухе окончательно не установлена. Для этого экспертам нужно до конца проанализировать записи параметрического самописца, в которых зафиксированы параметры полета и действия экипажа.

В то же время известно, что пилоты Boeing не имели большого опыта полетов на этом самолете. Командир корабля Родион Медведев почти все свои летные часы провел в кресле второго пилота Ту-134. Переучившись на "иномарку" и потренировавшись всего несколько сотен часов в качестве второго пилота Boeing, он сразу стал командиром мало знакомого ему судна. Его напарник Рустам Аллабердин также пересел на Boeing совсем недавно, а его внушительный летный стаж был набран в основном на Ан-24.

Эксперты предполагают, что экипаж мог сбить с толку, например, непривычный им иностранный авиагоризонт - прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. Отечественный авиагоризонт имеет обратную индикацию: пилот в нем видит качающийся символ самолетика на фоне неподвижного горизонта; иностранные же показывает ему реальный вид из его кабины - качающийся горизонт.

"Когда машина входит в экстремальный режим, непривычный качающийся горизонт может сбить неопытного летчика с толку: правый крен ему покажется левым, а набор высоты - снижением. Возможно, непониманием показаний иностранного авиагоризонта будет объяснена и эта катастрофа", - считает один из летчиков, привлеченных к расследованию пермской катастрофы в качестве специалиста.

Читайте также

Выбор читателей