Экстаз для антикваров

Пользуясь всеобщим тяготением к красивой жизни, Буччеллати вырвал из лап истории и вернул в повседневный обиход светских львов и львиц роскошные тяжелые украшения в духе Ренессанса


ФОТО: kreml.ru



Делать выставочные проекты, рекламирующие деятельность известных модельеров, крупнейших ювелирных и часовых фирм, давно уже не считается зазорным. Возможно, кому-то покажется странным, что посетители идут в музей не смотреть на картины, а понюхать стены, обмазанные стойким парфюмом, или что директор крупнейшей культурной сокровищницы нашей страны кланяется и благодарит, получив в подарок не шедевр мирового искусства, а швейцарский часовой механизм. Как ни парадоксально, подобные проекты нередко приносят небогатым музеям приличный доход, а заодно открывают двери культурных учреждений для совершенно новой, в меру дикой публики, доселе здесь никогда не бывавшей.

Ювелирные украшения в музейном контексте занимают особое место. В конце концов, если цивилизованное человечество так носится с яйцами Фаберже, почему имена других, не менее прославленных мастеров по золоту и брильянтам должны кануть в Лету? Кроме того, не стоит забывать, что диапазон потребителей хорошей ювелирки значительно шире, чем таинственный круг маргиналов, коллекционирующих живопись. Достаточно вспомнить огромный раздел украшений, традиционно занимающий целый этаж на Международном салоне в московском Манеже - ежедневно здесь кипит бурная жизнь, в то время как на основной уровень публика преимущественно стекается только к часу разлива халявных напитков. Состоятельные клиенты, приобретающие авторские экземпляры ювелирного искусства, должны представлять, как выглядят подлинные шедевры, сотворенные лучшими мастерами Европы и Филадельфии. В связи с этим экспозиция "Буччеллати. Искусство вне времени", открывшаяся в Успенской звоннице Московского Кремля, выглядит на редкость своевременной.

Еще с времен далекого Средневековья итальянцы привыкли работать артельнымо-семейным подрядом - как правило, во главе фирмы стоял старший родственник мужского пола, окруженный многочисленными учениками - сыновьями, зятьями и племянниками. Впоследствии бизнес передавался самому перспективному юнцу, но никогда не выходил за пределы семьи.

В сущности, в течение нескольких столетий вся Европа жила и работала примерно по одной схеме, однако буржуазные революции, значительно преобразившие жизненный уклад северных соседей, мало коснулась итальянских ремесленников. По этой причине сегодня местные фирмы с гордостью носят свое имя, уходящее корнями вглубь истории.

Согласно легенде, первый предприимчивый Буччеллати открыл свою скромную лавочку на одной из миланских улиц еще в далеком XVIII веке. Бизнес работал с переменным успехом почти два столетия, пока в коротком перерыве между двумя самыми страшными войнами в истории человечества судьба не подарила семейству талантливого отпрыска - Марио Буччеллати, считающегося основателем фирменного стиля торговой марки.

Пользуясь всеобщим тяготением к красивой жизни, особенно ярко проявившимся у европейского населения в стильные 1920-е гг., Марио вырвал из лап истории и вернул в повседневный обиход светских львов и львиц роскошные тяжелые украшения в духе Ренессанса. Кроме того, этот ювелир сознательно отказался от всякой автоматизации процесса, предпочитая иметь дело с ручной техникой и создавать уникальные авторские украшения.

"Кружевные драгоценности и виртуозная гравировка - характерный стиль Буччеллати, - подчеркивают кураторы кремлевской выставки. - Особая техника, изобретенная Марио Буччеллати и характерная для многих его работ, а также для сегодняшних произведений фирмы Буччеллати, - это обработка драгоценных металлов так называемым мозаичным способом".

Ныне действующий сын хитроумного Марио - Джанмария Буччеллати - благоразумно придерживается художественной традиции, которая принесла его отцу всемирную известность. Броши в виде цветов с чеканным лепестками, покрытыми затейливой гравировкой, ажурные кружева белого золота, усеянные драгоценными камнями, фантастическая брошь "Пчела", изготовленная из гигантской жемчужины неправильной формы, знаменитая фирменная сумочка от Буччеллати, переливающаяся серебром и золотом, а также еще полторы сотни не менее элегантных и удивительных экспонатов приведут в полный экстаз даже самых циничных завсегдатаев антикварных салонов.

Выбор читателей