Такса, знай свое место!

Детский мультфильм "Сезон охоты 2" на самом деле представляет собой галерею тревожных и даже трагичных образов. Количество психически травмированных персонажей исключает возможность счастливого финала

Сезон охоты 2
США, 2008
Анимационный
Режиссеры: Мэттью О'Кэллаган, Тодд Уайлдерман





Обычно, чтобы смотреть сиквелы больших анимационных проектов, не обязательно знакомиться с предыдущими частями мультфильма. То же самое, в общем, можно сказать и про вторую часть "Сезона охоты" – трехмерного мультика о приключениях лесных зверей. Но все же у неподготовленного зрителя может создаться впечатление, будто ему чего-то недоговаривают, как если бы его пытались втянуть в какую-то странную киноманскую игру. В нашумевшем проекте этого лета, "ВАЛЛ-И", детский мультик внятным языком пересказывал "Космическую одиссею" Кубрика и приглашал к размышлениям о проблемах футурологии. В "Сезоне охоты" нет прямых отсылок к наследию прошлого, но чтобы понять повадки некоторых персонажей, неплохо вспомнить, кто они и откуда взялись в лесу. В противном случае мультфильм рискует превратиться в обычное упражнение в монтаже аттракционов, в цирковое шоу рисованных медведей, тогда как на самом деле представляет собой галерею тревожных и даже трагичных образов.

Сюжет второй части следующий: однорогий олень Элиот приглашает под венец симпатичную самочку Жизель, но в последний момент по-гоголевски удирает от алтаря. Скандал мог бы быть и громче, если б лесное сообщество не отвлеклось на более важные новости: пропал такса Сосиска. На поиски животного отправляются медведь Буг, Элиот, пара франкофонных уток-разведчиков и еще кое-какая лесная дичь. Вскоре удается выяснить, что Сосиску похитили его бывшие хозяева, которые на короткое время привезли своих питомцев в кэмпинг, чтобы потом отправиться в собачий Диснейленд. Таксе удается бежать с помощью оказавшегося рядом друга-дикобраза, что приводит в бешенство остальных домашних – пуделя, спаниеля и котов со товарищи. Домашние объявляют лесным идеологическую войну: дикие звери раздражают их даже не чем-то конкретным (никто никому в загривок не вцеплялся), а самим фактом, что они не хотят носить ошейники.

На поверхности здесь совершенно привычная вегетарианская мораль: взаимопомощь и взаимовыручка, свобода самоопределения, толерантность – все это усвоит из мультика даже ребенок. Но вглядитесь в этих рисованных белочек, которые учат детей добру. Большинство из них переживают серьезный личностный кризис, в свете которого конфликт пуделей и диких зайцев выглядит серьезней, чем перипетии "Догвилля".

К примеру, медведь Буг. Вначале это был совершенно ручной зверь, который веселил публику на представлениях в заповеднике Тимберлайн, но был вынужден бежать в лес, рвать на части охотников, которых наверняка помнил в лицо, социализироваться в новой среде недружелюбных скунсов. Теперь он озабочен избыточным весом. Его приятель, неуравновешенный олень Элиот долгое время бегал на поводке за парнем, одержимым идеей заговора диких зверей. С тех пор копытное само приобрело склонность к параноидальным состояниям и истерикам. Вполне здоровой выглядит такса Сосиска, если не считать ее кайзеровской привычки орать на друзей, хлестать их по мордам и чуть что орать "Dummkopf!". То же можно сказать и об альфа-пуделе Фифи, увлекающемся расовыми теориями. Им всем необходима серьезная психологическая помощь.

Такое количество психически травмированных персонажей, в принципе, исключает возможность счастливого финала. Его здесь и нет – или, по крайней мере, он выглядит очень натянутым. Часть животных остается в лесу, часть отправляется в городские квартиры. Между ними устанавливается шаткое перемирие, но мораль в духе Тео Ван Гога звучит неутешительно. Как никогда лесной зверь не станет есть с рук, так и домашней таксе место на коврике у двери. Берегитесь, диванные собачки, разъяренного гризли. И вы, белки, опасайтесь тренированных доберманов. Вы все уже давно не одной крови.

Выбор читателей