Российских зэков отправят по домам

В случае принятия новых поправок в Уголовно-процессуальный кодекс каждый третий заключенный в РФ может получить возможность отбывать наказание под домашним арестом




В комитете Госдумы по безопасности разработана новая концепция поправок к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), касающаяся альтернативных видов наказания. Инициатором нововведений выступил первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. Завтра новая концепция будет представлена в парламенте на круглом столе, посвященном расширению практики видов наказания, не связанных с лишением свободы.

Авторы новых поправок, в частности, предлагают упростить порядок внесения денежного залога. Это значит, что подсудимым разрешат вносить в качестве залога не только деньги, но и, скажем, ювелирные украшения, драгметаллы, недвижимость, другое имущество. Осужденным также могут разрешить обжаловать отказ в применении к ним альтернативных форм наказания.

Кроме того, по информации "Газеты", авторы предлагают ввести в РФ практику домашнего ареста. Согласно статистике, только 8% осужденных, отбывающих альтернативные виды наказания, например, условные, вновь возвращаются на преступную стезю. Совсем по-другому выглядит статистика по заключенным, которые получили хоть и не долгий, но реальный срок в тюрьме. Из них 43% снова совершают правонарушения.

Стоит также отметить, что появление такого метода наказания, как домашний арест, позволит разгрузить российские тюрьмы примерно на треть, значит, около 280 тысяч человек. Авторы документа прекрасно понимают, что введение практики содержания заключенного в его собственном доме потребует дополнительных финансовых затрат. Однако они уверены, что расходы, которые государство несет на содержании заключенных в тюрьмах значительно выше, чем создание материально-технической базы для использования домашнего ареста.

Вполне естественно, что на данный момент пребывание заключенных под домашним арестом невозможно из-за отсутствия достаточного количества сотрудников и специального оборудования. Кроме того, за милицией нет законодательно закрепленной обязанности наблюдения за "квартирными" арестантами. Поэтому депутаты предлагают возложить контроль за применением альтернативных форм наказания на уголовно-исполнительную инспекцию Федеральной службы исполнения наказаний.

"Вероятно, в этом ведомстве с принятием закона придется существенно увеличить штат. Но уж лучше мы наймем десять инспекторов, чем посадим в тюрьму 100 граждан", - отмечает Гришанков. По расчетам Минюста, на реализацию законодательных инициатив, связанных с электронными браслетами и домашним арестом, может понадобиться более 34 млрд рублей.

Срок, на который должны применяться новые виды наказания, будет составлять от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой и средней тяжести. Или же в качестве дополнительного наказания к лишению свободы на срок от шести месяцев до двух лет. Михаил Гришанков отмечает, что сразу после проведения круглого стола комитет Госдумы по безопасности приступит к подготовке пакета поправок к УПК. Их планируют внести на обсуждение в нижнюю палату парламента во время весенней сессии.

Читайте также

Выбор читателей