Совокупность любви и жестокости

Мелодраматизм стал присущ Ридли Скотту со времен "Гладиатора" и с тех пор только усугубляется. Непредсказуемые сюжетные повороты не спасают "Совокупность лжи" от хеппи-энда в стиле комикса

Совокупность лжи (Body of Lies)
США, 2008
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Расселл Кроу, Голшифте Фарахани





Эмиссар ЦРУ Роджер Феррис (ДиКаприо) борется в самых горячих точках Ближнего Востока с куда более секретными, чем он, агентами "Аль-Каэды". Нынешние "рыцари плаща и кинжала" расправляются с головорезами с помощью спутникового дистанционного управления непосредственно из Лэнгли. Выглядит это настолько высокотехнологично, что порой плакать хочется.

В ухе нашего героя обычный телефонный наушник, а на другом конце его супервайзер Эд Хоффман (искусственно состаренный Рассел Кроу) отдает приказы по мобильнику 6-му Американскому флоту, если что не так, "поддержать наших ребят с воздуха". В принципе, этой краткой аннотации было бы достаточно, чтобы завлечь зрителя. Но такому режиссеру, как сэр Ридли Скотт, подобных фантастических деталей, почерпнутых сценаристом Уильямом Монаганом из книги многолетнего колумниста "Вашингтон пост" и главного спеца по исламскому противостоянию Дэвида Игнатиуса, естественно, было маловато.

Описывать тонкости суперсекретной операции, а также невероятные спутниковые прибамбасы, позволяющие цэрэушниками не только следить из космоса буквально за каждым шагом террористов (вопрос, почему тогда их всех до сих пор не перебили, повисает в воздухе), но и Ди Каприо, внезапно поднявшему глаза горе, находить там звездочку-спутник и непосредственно к ней обращаться за инструкциями, – только портить вам удовольствие. Это посильнее любых нанотехнологий!

После того как перед нами промелькнут (и прогремят) всевозможные достижения военно-промышленного комплекса США, слегка модернизированные по сравнению с "Падением "Черного Ястреба", где именно им было уделено все авторское внимание, начинается кино о романтической любви Ферриса и медсестры Аиши (дебютантка Голшифте Фарахани).

В больницу наш герой попадает не сразу, поскольку, когда о медный лоб Лео разбивается пара-тройка снарядов, пущенных из ракетницы класса "земля - земля" злокозненными арабскими комбатантами, он всего лишь слегка расстраивается, выковыривая из руки кусочки костей своего осведомителя. А вот когда, слегка отдышавшись, съездив на родину пообщаться с начальством и попутно развестись с надоедливой женой, он идет прогуляться по трущобам Аммана в поисках местного резидента "Аль-Каэды", то попадает в настоящую переделку. Его кусают бродячие собаки ("Вот суки!" - восклицает он в сердцах), и теперь необходимо делать уколы от бешенства. Тут-то он и встречает Ее. А попутно придумывает способ раскрыть место пребывания самого главного после Усамы бен Ладена террориста региона. Этому хитроумному плану посвящена вторая половина фильма, и он действительно завораживает своей детективной непредсказуемостью и редкой, даже для Скотта, натуралистичностью и жестокостью сцен насилия, из-за которого фильму присвоен рейтинг "до 17 лет и только в сопровождении взрослых".

В "Совокупности лжи" совершенно разнородные жанры смешались в коктейль, который достойно пьется (смотрится), но вызывает не самое приятное похмелье. С одной стороны, замечательные сцены сражений, не лишенные юмора диалоги, инновационные технологии в полный рост. С другой – малореалистичный сценарий, уместный в газетной колонке, чтоб эпатировать читателя, или в очередной серии бондианы, но никак не в шпионской драме, претендующей хотя бы на минимальную достоверность.

Во-первых, Ди Каприо со своей смазливой физиономией в роли супермачо неважно смотрится. Ему бы с Кроу местами поменяться. Во-вторых, даже если предположить, что все перипетии сюжета теоретически могли иметь место, поверить, что гениальный агент под прикрытием поставит на карту свою карьеру в ЦРУ, жизни американских солдат и еще Аллах ведает какие секреты своей звездно-полосатой родины, лишь пару раз увидев смазливую восточную мордашку, пускай и в эротическом медицинском халатике, – не реально.

Таким образом, перед нами, как в советских фильмах, конфликт хорошего и лучшего. Снято все классно. Но столько пошлого "драматайзинга" на единицу экранного времени, еще и применительно к ближневосточной теме, превращают крепкий боевик в дешевую мелодраму. И даже непредсказуемые сюжетные повороты не спасают от хеппи-энда в стиле комикса. Этот типично заокеанский мелодраматизм стал присущ великому британцу со времен "Гладиатора" и с тех пор только усугубляется. Трудно сказать, с чем это связано: то ли со все большей зависимостью режиссера от голливудских бюджетов, то ли мастер просто стареет.

В прокате с 20 ноября

Выбор читателей