Возвращение Хоакина Мурьеты

История латиноамериканского разбойника, каких всегда немало гуляет по народным преданиям любого континента, еще в 1970-х прогремела в СССР. Легендарная рок-опера Алексея Рыбникова вернулась к зрителю в новой версии




Очевидцы рассказывают, что в 1970-е гг. к "Ленкому" было просто не подойти. Мир уже удивленно и восторженно слушал "Иисуса Христа Суперстар", но у нас и рок-то считался чуть ли не запретным. А тут целая опера - "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"!

Молодой композитор Алексей Рыбников, преподававший в консерватории, еще не слыл гением. Но Марк Захаров чует и талант, и ошеломительную новизну, и потенциальную притягательность для зрителя. Именно Рыбникову он передал вольный перевод поэмы Пабло Неруды по фольклорным мотивам, сделанный блестящим испанистом и поэтом Павлом Грушко.

Главные роли в музыкальном спектакле тогда сыграли Александр Абдулов - Хоакина, Любовь Матюшина - Тересу и Николай Караченцов, создавший незабываемый образ вездесущей и коварной Смерти. Новые захватывающие ритмы сотрясали зал; спектакль прошел более тысячи раз только на сцене театре, не считая стадионов. В 1978 г. вышел двойной альбом, до сих пор украшающий коллекции меломанов. А в 1985-м на всей территории СССР увидели необычный фильм Владимира Грамматикова с красавцем Андреем Харитоновым в роли Хоакина и впечатляющего вида Александром Филиппенко в образе Смерти.

История легендарного латиноамериканского разбойника, каких всегда немало гуляет по народным преданиям любого континента, полюбилась нашему зрителю. Чем стал нам так близок герой? Своим стремлением к счастью, трудным путем к нему, горечью потерь, но главное - волей не склонять головы перед бесчестием и несправедливостью, давая им отпор.

Судьба Хоакина - это судьба простого провинциального парня, который в поисках достойной жизни отправляется на чужбину, в далекую, но такую манящую Калифорнию, мерцающую мифическим золотом. Но кому он там нужен, этот чужак, да еще такой строптивый... Это ли не сегодняшний сюжет?

Работа над новой версией "Хоакина Мурьеты" шла два года. В ней заняты музыканты рок-группы одного из самых именитых российских гитаристов Дмитрия Четвергова. В главных ролях - участник "Евровидения" и победитель "Фабрики звезд" Дмитрий Колдун (Хоакин), звезда мюзиклов "Метро" и "Нотр Дам" Светлана Светикова (Тереса).

Сценография спектакля - плод трудов одного из самых известных мастеров этого многопланового жанра Теодора Тэжика, неповторимый почерк которого вспоминается хотя бы по фильмам "Сказка странствий" и "Кин-дза-дза". Он успешно сотрудничал со Славой Полуниным, с такими неординарными академическими музыкантами, как Татьяна Гринденко и Владимир Мартынов, а также корифеями авангарда и джаза Владимиром Чекасиным, Вячеславом Гайворонским, Сергеем Летовым. Именно Тэжик в 2001 г. стал главным художником масштабной Театральной олимпиады в Москве.

И вот теперь в бывшем кинотеатре "Мир" он развернул сцену на 45 градусов по диагонали так, что ее правый нижний угол смотрит на зрителя; в центре - рок-группа, а благодаря большим экранам зрители окажутся то на берегу Тихого океана, то в бескрайней пустыне. В зале выстроят вулканы величиной с трехэтажный дом, которые в конце спектакля "проснутся" от возмущения. Другой фокус - вмонтированная в костюм Смерти (Игорь Сандлер) видеокамера: зритель сможет следить за происходящим не только своими глазами, но и глазами самого страшного, рокового персонажа.

Художник по костюмам Ната Тэжик создала более 50 костюмов, большинство которых сшиты вручную. Так, трудно дались костюмы рейнджеров (американских солдат, главных врагов Хоакина и других обездоленных бедняков): каждые штаны, рубашку и пиджак она шила сама. А чтобы молодым исполнителям хоть как-то прикоснуться к "живому" XIX в., когда происходит действие, в спектакле появится котелок, изготовленный в 1889 г. в Париже на Рю де Риволи, а также цилиндр позапрошлого века, привезенный из британского Ричмонда.

На премьеру приглашены послы латиноамериканских стран. Авторы сценического действа планируют повезти спектакль на родину главного героя легендарной рок-оперы, созданной в холодной Москве.

Выбор читателей