Треть доходов пираты отдают властям

Для прекращения захвата судов в Аденском заливе, возможно, придется изменить существующий в Сомали строй или даже оккупировать страну, так как нынешнему правительству проделки корсаров только на руку


ФОТО: AP



Ставший в последние месяцы по-настоящему публичной персоной главный редактор журнала "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко сделал ряд громких заявлений относительно ситуации с захватом судов у Африканского Рога.

По словам журналиста, с экономической точки зрения альтернативы выплате выкупа за похищаемые пиратами экипажи морских судов не существует. Пираты заинтересованы в получении прибыли, поэтому они будут до конца стоять на своем. Если отказываться им платить на государственном уровне, то "пираты просто свезут моряков на берег и будут поштучно продавать их родственникам", считает Войтенко. "В любом случае, за все отвечает судовладелец. И даже если государство настоит на том, чтобы не платить выкуп, то он сам всегда сможет переправить деньги пиратам", - подчеркнул журналист.

В данной ситуации морские разбойники широко пользуются тем, что альтернатив Аденскому заливу для транспортировки грузов из Индийского океана не существует. "Если сейчас государство откажется заплатить выкуп, то моряки, в свою очередь, откажутся следовать Аденским заливом и половина товаров в наших магазинах просто исчезнет", - считает эксперт. По его мнению, предлагаемые средствами массовой информации в качестве запасного транзитного пути Транссиб и Северный морской путь не подходят на эту роль. Транссиб может обеспечить провоз лишь 10% - 15% от общего объема грузов, проходящих через Индийский океан, и при этом "работает он неидеально". "Что касается Северного морского пути, то даже если начнется глобальное потепление, то речь здесь идет о десятилетиях", - отметил Михаил Войтенко.

По мнению журналиста, для эффективной борьбы с пиратами, в первую очередь, необходимо наладить централизованное управление иностранными военными судами, которые находятся в Аденском заливе. Главный редактор "Морского бюллетеня - Совфрахта" предложил три пути решения сомалийской проблемы. Во-первых, суда, идущие опасным маршрутом, можно обеспечить вооружением либо охраной. Два других способа более радикальны. Один подразумевает изменение существующего в Сомали строя, второй - оккупацию этой страны. "В свое время к власти там [в Сомали] на полгода пришел Совет исламских судов. Они заявляли, что выступают против пиратства, и они моментально с ним покончили", - сказал Войтенко.

По его словам, до 30% выкупов идет на взятку тому или иному сомалийскому правительству. "Главный страх состоит в том, что сомалийское пиратство раздвинуло горизонты возможного и невозможного. После захвата танкера "Сириус стар", который был произведен в открытом море за 450 (морских) миль от берега, стало ясно, что можно захватить любое судно где угодно. "Я уверен, что многие преступные группировки в мире уже смотрят на пиратов и думают, как к этому присоединиться или как это использовать", - высказал опасения Михаил Войтенко.

По данным ООН, в этом году у берегов Сомали зарегистрированы 120 случаев нападений морских разбойников, были захвачены 35 торговых судов, на борту которых находились 600 членов экипажей. В настоящий момент пираты удерживают более десяти кораблей.

В частности, до сих пор не решена судьба украинского судна "Фаина", перевозившего 33 украинских танка Т-72 и другое вооружение. На корабле находятся граждане РФ и Украины. Пираты угрожают убить заложников в случае силовой операции по освобождению и требуют, по уточненным данным, выкуп в размере $3 миллионов.

Читайте также

Выбор читателей