Кто ставит россиянам черные метки

Практически все силовые структуры составляют особые реестры. Кого-то не выпускают за рубеж, другим, напротив, закрывают доступ в Россию, а третьим придется забыть о стадионах. Попасть в такие списки легко, а выбраться невозможно




Разнообразными черными списками россиян пугают долго и старательно. Вот ты не уедешь за границу, потому что два раза попал в милицию за хулиганство, ты не сможешь никогда больше взять кредит, потому что затянул с платежами, а тебе на госслужбу никогда не попасть, потому как дядя (папа, мама, брат) отсидел в тюрьме, и все, нон грата, до свидания, удачи в мелком предпринимательстве.

"Новые известия" задались целью несколько систематизировать имеющуюся в свободном доступе информацию о том, кто же эти таинственные авторы черных списков и зачем им это.

Для начала отметим, что свои реестры "неблагонадежных" имеются практически у всех силовых структур. Главная проблема - узнать о своем попадании в этот список практически невозможно, если, конечно, нет соответствующих знакомств. Причем попасть туда из-за бюрократической ошибки могут и невинные люди. А "удалиться" из такого списка и вовсе почти невозможно.

Так вот, черными списками активнее всех в последнее время оперирует Федеральная служба судебных приставов. Недавно она получила право ограничивать россиян в поездках за рубеж, если они не рассчитались с долгами, и вот уже более 60 тысяч наших соотечественников с удивлением обнаружили, что границу пересечь они не имеют права.

Но не все из этих "счастливцев" виноваты. Например, в Забайкальском крае из-за бизнес-леди, задолжавшей Пенсионному фонду, пострадала вся туристическая группа, направлявшаяся в Китай. А жительнице Нижнего Новгорода не дали улететь в Барселону, потому что не расплатилась по долгам ее тезка из Хабаровска. Еще один серьезный минус - это бюрократические проволочки. Если даже должник, получивший письменное уведомление от приставов, исправил свою ошибку, информация об этом может идти по инстанциям неделями.

Черный список собирается создавать и Федеральная миграционная служба. В этот реестр попадут мигранты, на которых в России заводились уголовные или административные дела. Таких гостей больше не пустят в страну. В ФМС пояснили, что ведомство пока составляет черный список мигрантов, выдворенных из России, - им суд запретил посещать Россию в течение пяти лет. Дальше будет видно.

Тех же гастарбайтеров активно заносит в свой список Госнаркоконтроль, недавно наделенный правом создавать подобные реестры. Это вызвано критическим ухудшением ситуации с наркотиками в России, в чем отчасти повинны и мигранты, часто выступающие в роли наркокурьеров. Список иностранных перевозчиков, по словам начальника управления общественных связей ФСКН Николая Карташова, уже существует. В него входят иностранцы, когда-либо задерживаемые за хранение или распространение наркотиков.

Часто в черных списках оказываются и приезжие, которых гастарбайтерами в привычном понимании этого слова и не назовешь. Это, в частности, отдельные представители СМИ. Так, в Россию не пустили журналистку New Times, гражданку Молдавии Наталью Морарь. В московском аэропорту Морарь объяснили, что ФСБ считает нежелательным ее пребывание на территории страны. Источник в МИД РФ так объяснил сложившуюся ситуацию "Новым известиям": "Мы не можем заранее предупредить человека о том, что его не пустят в страну. Мы и сами этого не знаем. Списки таких людей составляет ФСБ". Ходят слухи и о списках правозащитников и экстремистов, которые составляет МВД РФ, но в ведомстве эту информацию опровергают.

А вот реестр футбольных хулиганов - это единственный черный список, признанный в милиции. "Мы создаем перечень фанатов, которых задерживают при драках. С ними проводится профилактическая работа, однако не пустить их на стадион нельзя, ведь подобная мера не прописана в законе", - говорят в ГУВД Москвы. Представители фанатских движений отмечают, что попасть в этот список элементарно - достаточно прийти на стадион подвыпившым. А вот снять с себя черную метку нереально.

Есть свои списки и у инспекторов ГАИ. В них заносятся все нарушения правил, которые совершили автолюбители. Такие реестры, по словам начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Москвы Марины Васильевой, нужны инспекторам, чтобы составить впечатление о нарушителе. Однако люди, совершенно случайно узнавшие, что попали в такой список, отмечают огромное количество несоответствий и ошибок в реестрах нарушителей.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что ошибки в базах появились, когда Госавтоинспекция переводила бумажную картотеку в цифровой вид. "Да и сейчас они заносят данные неаккуратно. Главное, чтобы фамилия была та же. Если год и место рождения не совпадают - не важно. Я рекомендую всем водителям ежегодно получать выписки из реестра о своих нарушениях в ГИБДД. Ручаюсь, каждый увидит там много интересного", - рассказал Травин.

Читайте также

Выбор читателей