"Русский марш": демонстрация взаимной подозрительности

Очередной "Русский марш" уже заслуженно назван самым громким провалом ультраправых за последние годы. В нем усматривают и попытку консолидации с "несогласными", и борьбу за лидерство в националистической среде


ФОТО: AP



Очередной "Русский марш", организованный националистами в День Конституции, уже заслуженно назван самым громким провалом ультраправых за последние годы. Эпитеты "русский марш несогласных" и "русский марш раскола", которыми характеризуют пятничное мероприятие на Чистопрудном бульваре, показывают глубину противоречий, с которыми столкнулись националистические движения. Часть "профессиональных русских" видит в марше попытку консолидации с "несогласными", часть – внутреннюю борьбу за лидерство, многие и вовсе отказались выходить на улицу под либеральными лозунгами о защите Конституции.

Накануне резкой критике идею проведения "Русского марша" в День Конституции подвергло так называемое "Русское ДПНИ" - движение, отколовшееся от ДПНИ Александра Белова. По словам члена Консультационного совета "Русского ДПНИ" Алексея Барановского, "так называемые правозащитные мотивы чужды вообще идеологии русского национализма".

Действительно, сегодняшний "Русский марш" изрядно отличался от аналогичных мероприятий, которые традиционно проводятся 4 ноября, в День народного единства. Требования мэрии националисты выполнили скрупулезно - по данным милиции, на марш пришли не больше 300 человек. Причем очевидцы рассказывают, что среди этих трех сотен было немало журналистов. Обошлось без эксцессов - постояли пару часов, покричали про "свободные выборы" и "свободу слова", развернули плакаты с призывами "Соблюдайте свою Конституцию", да и разошлись.

О том, что на Чистых прудах собрались националисты, напоминали лишь периодические скандирования "Слава России" и "Русские вперед". Некоторые участники марша также кричали "Зига-зага", поднимая руки в нацистском приветствии, что изрядно смущало выступавших. Ораторы основную часть своих выступлений посвятили Конституции и тому, чего в ней, по их мнению, не хватает. В частности, их недовольство вызвало отсутствие слова "русский" в документе.

Лозунги о защите Конституции РФ и призывы к властям эту Конституцию соблюдать больше подошли бы либеральным политическим партиям и движениям. Характерно, что уже 14 декабря с точно такими же лозунгами на улицы должны выйти "несогласные" Гарри Каспарова и Эдуарда Лимонова, которые являются традиционными идеологическими противниками националистов.

Сходство лозунгов "Русского марша" и "Марша несогласных" дало основание многим политологам говорить о сближении позиций националистов и ультралибералов из "несогласных". Недаром и лозунги "Русского марша" названы правозащитными.

На это же обратили внимание и представители движения "Русский образ", которые в четверг провели в российской столице акцию в поддержку поправок в Конституцию. По их мнению, мероприятие ДПНИ Белова и "Славянского Союза*" Демушкина стоит в одном ряду с "Маршами несогласных", которые проводит "Другая Россия".

Всю последнюю неделю в интернет-конференциях националистов вокруг лозунгов "Русского марша" кипели нешуточные споры, не помогло и разъяснение о том, что организаторы марша требуют соблюдать Конституцию, гарантирующую свободу шествий (кстати, того же теми же словами требует и Каспаров).

"Мы полагаем, что эти так называемые правозащитные мотивы чужды вообще идеологии русского национализма. Сейчас есть более актуальные темы, на которые следовало бы обратить внимание националистическим организациям: например, массовые увольнения гастарбайтеров и, как следствие, ухудшение криминальной обстановки", - заявил в этой связи Алексей Барановский.

Подверг критике представитель "Русского ДПНИ" и намерение "Славянского Союза" и ДПНИ Белова проводить "Русские марши" четыре раза в год. "Русский марш" должен быть один раз в год, 4 ноября. К сожалению, в последнее время не удается проводить единый "Русский марш" и достичь мирного сосуществования между разными фракциями патриотов, - сказал Барановский. - Но чем больше спекулировать на бренде "Русского марша", тем больше он будет обесцениваться".

И здесь прослеживаются удивительные аналогии с "Маршами несогласных", проводить которые Каспаров и Лимонов стремились в прошлом году чуть ли не каждую неделю.

Напомним также, что организации "Русского марша" предшествовали события трагические. Избиение лидера ДПНИ и одного из главных организаторов марша Александра Белова в Люберцах завершилось его госпитализацией. Всю дальнейшую оргработу взял на себя лидер "Славянского Союза" Дмитрий Демушкин, который буквально через пару дней заявил, что согласовал с мэрией столицы маршрут и порядок проведения шествия.

Тогда же Демушкин заявил и о согласии националистов ограничить число участников марша 350 активистами. Многие увидели в этих действиях уничтожение самой идеи "Русского марша", на форумах прозвучало: "Что и кому будут демонстрировать эти 300 человек? Что нас мало?".

О внутреннем расколе в рядах националистов говорят пока осторожно, но, судя по высказываниям, подозрения крепнут. Ранее от ДПНИ откололись движения, не согласные с политикой Александра Белова. Теперь "Славянский союз" перехватил организацию марша, превратив его в немногочисленный митинг. Можно вспомнить, что и на прошлогоднем шествии националистов между организациями Демушкина и Белова возникали определенные трения. Так, колонна "Славянского союза" не осталась на митинг, заявив, что ничего нового от Поткина услышать не надеется.

И сегодня уже вовсе не понятно, кого представлял "Русский марш", проходивший в условиях взаимной подозрительности, под несвойственными националистам лозунгами. И главное – для чего он проходил? Если националисты что и продемонстрировали, так это разобщенность и полное отсутствие согласия в собственным рядах.

* Организация запрещена на территории РФ

Читайте также

Выбор читателей