Анджелина Джоли вернулась к истокам

В "Подмене" Иствуд вернул прекрасной Анджелине человеческие черты. После долгого перерыва актриса предстает в серьезной роли, никак не связанной с перестрелками и прочим "экшеном"

Подмена (The Changeling)
США, 2008
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Анджелина Джоли, Эми Райан, Джон Малкович, Колм Фиори





В новом тысячелетии с Клинтом Иствудом произошла существенная метаморфоза. Из знаменитого актера, олицетворения мужественности в американском кино, главного героя вестернов и полицейских боевиков Серджио Леоне и Дона Сигела, он, постепенно наращивая темпы с начала 90-х, стал одним из самых крупных действующих голливудских режиссеров с ярко выраженной личной концепцией. Клинт делает практически по фильму в год, оставаясь независимым от продюсеров автором, и в силу почтенного возраста уже снискал лавры патриарха, а не дать ему очередной "Оскар", если фильм выбран Академией, кажется уже не совсем приличным, даже когда он снимает, мягко говоря, не шедевры вроде "Девушки на миллион долларов". Но как минимум через раз у мэтра получается что-то если не великое, то действительно стоящее.

Перед нами история, раскопанная сценаристами в лос-анджелесских газетных анналах времен Великой депрессии. У работницы телефонной станции, матери-одиночки Кристин Коллинз (Анджелина Джоли) исчезает девятилетний сын. Спустя некоторое время коррумпированная полиция возвращает ей чужого ребенка, готовая на такой идиотский подлог ради предвыборной борьбы. В расчете на то, что бьющаяся в истерике мать не узнает собственное чадо, ей подсовывают мальчика, который почему-то соглашается играть роль Уолтера Коллинза, будучи вовсе даже 12-летним Артуром Хатчинсом. Когда мать отказывается признавать не своего ребенка, полицейские упекают ее в сумасшедший дом, откуда та, возможно, до очередных местных выборов не выберется. А если победит прежнее руководство, упрямой мамаше хана. Такова фабула событий, имевших место между 1929 и 1931 годами.

Единственным сочувствующим совершенно растерянной, опрокинутой и несчастной матери оказывается местный лютеранский проповедник, преподобный Густав Бриглеб (Джон Малкович), в руках которого такой мощный рычаг, как ежедневная радиопередача – эпоха, как мы помним, дотелевизионная. Пастор понимает, что огласка – единственное оружие в борьбе с произволом, и поднимает общественность, которая, надо отдать ей должное, не идет на поводу у коррупционеров, несмотря на жуткое давление последних.

Между тем в окрестностях Города ангелов орудует серийный маньяк, на счету которого как минимум двадцать пропавших мальчиков. После случайной поимки преступника по имени Гордон Норкотт серия убийств прерывается. Впоследствии маньяк то сознавался в предъявленных обвинениях, то полностью отрицал вину, и весь сюжет "Подмены", основанный, как мы помним, на реальных событиях, вертится вокруг поисков сына Коллинз.

Иствуд изменил реальный ход дела, подогнав историю под довольно душещипательную психологическую драму, причем настаивал даже на снятии из титров отсылки к реальным событиям.

В действительности, как можно прочесть в документах того времени, все дети были убиты, ребенок Коллинз не найден, а сама Кристин, пережив весь этот невообразимый кошмар, умерла в 1935 году. То, что режиссер в финале уступил (правда, лишь слегка) зрительским ожиданиям и живописать ужас серийных преступлений в деталях не решился – дань кинематографичности, хотя и несомненная удача, иначе смотреть "Подмену" до конца было бы невыносимо.

Но мудрый автор ловко маневрирует между сентиментальностью и трезвой оценкой событий, рассказывать о которых, не скатываясь в репортерскую истерику, можно лишь средствами Большого Голливуда.

Конечно, главной удачей режиссера стал выбор героини. Как и в случае с "Семью жизнями", где Уилл Смит озадачился сменой привычного амплуа, Анджелина Джоли после долгого перерыва предстает в серьезной роли, никак не связанной с перестрелками и прочим "экшеном". Иствуд вернул прекрасной Анджелине человеческие черты, а ее кахетичная худоба вкупе с изящным гримом как нельзя лучше оттеняет образ женщины конца 1920-х годов. Можно надеяться, что с "Подмены" начнется новый виток карьеры самой знаменитой на сегодня голливудской дивы, и продюсеры перестанут эксплуатировать лишь ее внешние данные.

Премьера 15 января

Выбор читателей