СМИ: Кризис учит экономить на элементарных вещах

Даже самые простые удовольствия стали роскошью в кризис: граждане отказались от обедов и телевизоров, а компании прекратили обеспечивать сотрудников канцелярскими принадлежностями, подсчитывая каждую скрепку




Как всегда по будням, "Yтро" представляет своим читателям обзор свежей прессы.

Финансовый кризис заставляет граждан экономить даже на самых элементрарных вещах, сообщают "Новые известия". По данным социологов, половина работающих граждан нашей страны с конца осени стали экономить на обедах, а каждый седьмой и вовсе от них отказался. Уже стали известны случаи, когда люди перестают смотреть телевизор, чтобы меньше платить за электричество, а фирмы прекращают обеспечивать сотрудников канцелярскими принадлежностями, экономя даже на скрепках. А, например, студентка четвертого курса Международного университета Москвы Евгения Савина третий месяц ходит на учебу пешком. На дорогу в один конец уходит полтора часа, но девушка не пользуется метро, чтобы не тратиться на проездной. Так она помогает родителям, которые осенью заплатили за ее учебу больше 100 тыс. руб., а теперь сами оказались без денег. Вновь спуститься в подземку студентка Савина планирует тогда, когда устроится на работу. Программист же Евгений Федоров рассказывает, что в его офисе исчезли бумажные полотенца и жидкое мыло. Известны даже случаи, когда россияне отказываются от голубого экрана. Психотерапевт Марк Сандомирский говорит, что недавно у одной его пациентки сломался телевизор. От ремонта женщина отказалась: "Я починю его летом, когда на дачу уеду. А то, пока я дома, буду его включать каждый день, и у меня электричество набежит".

Кроме экономии на канцтоварах многие компании отказываются от расширения своего бизнеса в Москве, а другие предпочитают перебираться из центра на периферию, в более дешевые помещения, пишет "Московский комсомолец". По подсчетам экспертов, количество вакантных площадей на рынке офисной недвижимости столицы достигло десятилетнего максимума. После новогодних праздников в пределах Бульварного кольца пустовало 22,5% офисов, всего по городу - от 15% до 17%. Еще летом прошлого года этот показатель не превышал 2% - 3%. Иначе как бегством арендаторов нынешнюю ситуацию на рынке коммерческой недвижимости не назовешь. Помещения в престижных офисных центрах, за которыми еще недавно выстраивались очереди, пустеют. В условиях кризиса высокие арендные платежи - до $2,5 тыс. за 1 кв. м в год - оказались непосильными для компаний. В целях экономии средств бизнес предпочитает перебираться в помещения подальше от центра города и похуже качеством: вновь стали популярны подвалы, здания бывших НИИ и перестроенные заводские корпуса. Кроме того, многие отказываются от излишних метров, арендованных на случай расширения бизнеса.

"Труд" публикует материал о том, как справиться с зубной болью в сложные кризисные времена. По данным издания, финансовый кризис привел к резкому увеличению столичных клиентов в дешевых региональных поликлиниках. С октября число пациентов из Москвы в стоматологических кабинетах соседних областей выросло на 20%. И их количество будет расти, так как многие работодатели отказали сотрудникам в новом году в медстраховках. Популярность лечения в регионах выросла настолько, что в Москве даже появилось новое направление туризма - стоматологический. "Из-за кризиса число клиентов у нас выросло почти на 100%, - рассказывает менеджер по туризму одной из таких компаний Илья Хинский. - Сейчас приходят до 100 человек в месяц, а в начале октября было всего 40 - 60. К тому же, выбирая стоматологический тур, клиенты не только экономят на лечении, но и получают возможность отдохнуть". Помимо стоимости лечения, туристы доплачивают порядка 1 тыс. - 1,2 тыс. руб. за экскурсионную часть и трансфер. Впрочем, к лечению в регионах нужно подходить аккуратно и тщательно выбирать врача, ведь, если у пациента начнется воспаление или выпадет пломба, он не всегда сможет быстро съездить в регион. Придется обращаться в соседнюю клинику и втридорога переделывать работу регионального стоматолога.

"Независимая газета" разбирается в проблемах телефонной связи в Москве. Перевод на цифровое "звучание" городских телефонов в столице начался уже давно. Причем в ОАО "Московская городская телефонная сеть" утверждали, что никаких неполадок со связью из-за этого не будет. Однако, по утверждениям москвичей, проблемы, как со связью, так и с оплатой, есть. И МГТС частенько не торопится их решать. Однако в МГТС говорят, что это единичные случаи и виноваты в них люди на местах, при этом отмечая, что перерасчеты практически ни в каких случаях не предусмотрены. А свою неотзывчивость в МГТС оправдывают крайней занятостью. "У нас 4,6 миллиона абонентов, а это, как вы догадываетесь, очень много, - рассказал пресс-секретарь МГТС Александр Ермаков. - Естественно, что иногда случаются сбои и мы не успеваем помочь". Эксперты, в свою очередь, заявляют, что все проблемы у жителей с телефонными сетями в Москве возникают в основном из-за отсутствия у МГТС конкурентов.

"Газета" обеспокоена ростом продаж контрафактной водки в России. Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) прогнозирует, что в этом году объем контрафактного крепкого алкоголя впервые превысит на рынке долю легального. Объем поддельного спиртного в розничной продаже вырастет до 65%. Сейчас уровень контрафактных крепких спиртных напитков составляет около 30%. Подсчитатать уровень контрафакта довольно просто: в прошлом году официально произвели 131 млн декалитров алкогольной продукции, а в розницу при этом было продано 200 миллионов. А поскольку водкой торгуют еще и точки, у которых нет на это лицензии, то нелегальна каждая вторая бутылка. Впрочем, некоторые участники алкогольного рынка не согласны с такими прогнозами, ведь акциз все-таки не настолько высоко поднялся. Хотя можно предположить, что из-за общего подорожания увеличится объем самогоноварения и употребления суррогатов, отмечают эксперты. Напомним, что с начала нынешнего года акцизы на водку и коньяк увеличились на 17,3 руб. и составили 190,8 руб. за литр чистого спирта в готовой продукции. С учетом торговых наценок и НДС стоимость одной бутылки увеличится приблизительно на десять рублей.

Выбор читателей