Путь в никуда

С помощью актерской работы, а также замечательно переданной атмосферы того времени Сэм Мендес смог превратить "Дорогу перемен" из банальной мелодрамы в манифест отчаяния своих 40-летних соотечественников

Дорога перемен (Revolutionary Road)
США, 2008
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Кэти Бэйтс, Зои Казан, Кэтрин Хан





В российский прокат одна за другой начали выходить картины, так или иначе обласканные критиками в преддверии вручения "Оскаров", на три из которых претендует последний фильм Сэма Мендеса. Правда, фантастический успех "Красоты по-американски" "Дорога перемен" повторить не сможет, поскольку все номинации у фильма во второстепенных категориях, но Кейт Уинслет получила "Золотой глобус" за главную женскую роль.

Перед нами экранизация одного из лучших американских романов прошлого века, а имя написавшего его Ричарда Йейтса можно видеть в титрах в качестве соавтора сценария.

Так уж получилось, что мы наблюдаем продолжение истории героев "Титаника", как если бы он не потонул, а Ди Каприо и Уинслет, благополучно сойдя на берег после ставших классикой объятий на носу корабля под знаменитую песню, поженились, народили пару ребятишек и жили бы себе поживали в американской глуши.

Он работает в офисе крупной торговой компании, носит шляпу, строгий костюм с галстуком; она – неудавшаяся актриса, домохозяйка, периодически мечтающая о кренделях небесных, хотя вынуждена довольствоваться, в лучшем случае, барбекю по выходным.

На носу начало 1950-х, послевоенный потребительский бум достигает апогея, и у супругов, живущих в двухэтажном собственном доме, ездящих на лимузине и пользующихся всеми радостями жизни благополучной американской пары, возникает, как теперь принято говорить, кризис среднего возраста.

Муж внезапно обнаруживает себя в постели с офисной машинисткой. Но романа не завязывается, одна зеленая тоска и только. Примерный семьянин Фрэнк (Ди Каприо) на самом деле любит свою жену, просто, ну... дико скучно жить в этом долбаном Коннектикуте. Понимая, что творится что-то неладное, Эйприл (Уинслет) предлагает Фрэнку бросить все к чертям собачим и переехать жить... в Париж (Франция). Поначалу это предложение не находит нужного отклика ввиду своей радикальности, но постепенно Эйприл продавливает свое желание кардинально изменить modus vivendi, мотивируя его тем, что, как говорил один известный герой нашей революции, "жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".

Кстати, тут и возникает перекличка названий и смыслов – роман, фильм и улица, на которой живут герои, называется "Дорога революции", аллегорически отсылая зрителя к мысли Ричарда Йейтса о том, что революционный путь Америки, на который она ступила 200 лет назад с момента провозглашения независимости, бесславно заканчивается в середине ХХ века унылым потребительским раем. Или, скорее, адом.

События, разворачивающиеся на протяжении двух часов экранного времени, не позволяют усомниться в том, что авторы делают ставку не столько на смысл происходящего. Так называемая "американская трагедия" испокон веку была любимым сюжетом национальной литературы США, и перепевать одну и ту же песню было бы слишком прямолинейно. Перед нами прежде всего классический актерский дуэт, ставший мелодраматическим эталоном после "Титаника". Ди Каприо и Уинслет сыграли у Мендеса настоящие чувства, причем с удивительным мастерством. Оба они потрясающие актеры, не обладающие типично голливудским имиджем, то есть, другими словами, смотрятся "обычными" людьми, с которыми зритель вполне может себя отождествлять, в отличие от звездных пар вроде Питт – Джоли или Круз – Кидман.

С помощью актерской работы, а также замечательно переданной атмосферы того времени Сэм Мендес смог превратить фильм из банальной мелодрамы в манифест отчаяния своих 40-летних соотечественников.

Вряд ли фильм будет понятен основной аудитории кинотеатров - тинейджерам, - но извлечь пару дельных мыслей из сказанного смогут и они, поскольку "Дорога перемен" несет вполне внятный "мессидж". И он как нельзя лучше отвечает чаяниям сегодняшней эпохи: истинные ценности, по-настоящему важные для человеческого существования, находятся внутри, а не вовне нас. И этот посыл, надеюсь, сможет уловить любой внимательный зритель.

В прокате с 29 января

Выбор читателей