В тканях пилота рухнувшего Boeing обнаружен алкоголь

Комиссия установила причины катастрофы, унесшей жизни 88 человек в сентябре прошлого года. Главной из них стало "болезненное" состояние командира экипажа Родиона Медведева


Вести.ru



Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в ближайшее время обнародует результаты расследования авиакатастрофы самолета Boeing 737-500, упавшего в Перми ранним утром 14 сентября прошлого года, в результате которой погибли 82 пассажира и шесть членов экипажа. Хотя официальный отчет пока не опубликован, газете "КоммерсантЪ" удалось узнать его содержание уже сейчас.

Напомним, что лайнер авиакомпании "Аэрофлот-Норд" с бортовым номером VP-BKO вылетел в Пермь из "Шереметьево-1" в начале второго ночи 14 сентября. Около 05:30 по пермскому времени он начал посадку в аэропорту "Большое Саввино", метеоусловия в котором в это время были не самыми лучшими. Несмотря на это, руководитель полетов аэропорта Эрик Бикбов не захотел сажать Boeing сразу, отправив его на второй круг. Выполнив это указание, экипаж лайнера отклонился от маршрута, затем машина вошла в неуправляемый штопор и врезалась в землю, повредив несколько сотен метров Транссибирской магистрали, движение по которой пришлось на несколько часов прекратить.

Сразу после катастрофы, жертвами которой только чудом не стали несколько сотен жителей Перми (лайнер упал в непосредственной близости от жилых кварталов), эксперты высказывали несколько версий произошедшего. По одной из них, озвученной Эриком Бикбовым, к крушению привел так называемый человеческий фактор, а именно - ошибка экипажа самолета. В интервью Первому каналу руководитель полетов аэропорта "Большое Саввино" заявил, что пилот Boeing 737 Родион Медведев "вел себя неадекватно". Это обстоятельство даже заставило Бикбова напрямую поинтересоваться у пилота, все ли нормально на борту. На этот вопрос был получен утвердительный ответ, однако курс самолета, скорее, подтвердил опасения диспетчера: вместо правого разворота лайнер начал выполнять левый, при этом теряя высоту. По другой версии, на развитие событий могли повлиять приборы самолета - индикация его авиагоризонта отличалась от той, что принята на отечественных лайнерах.

Согласно источникам "Коммерсанта", на развитие событий повлияли оба этих фактора, однако самым первым свой вклад в создание нештатной ситуации внес начальник диспетчеров аэропорта Бикбов. По словам собеседников газеты, его внезапное решение отправить Boeing на второй круг застало командира экипажа Медведева и второго пилота Рустема Аллабердина врасплох. Вместо того чтобы перепрограммировать компьютер, задавая ему новые координаты контрольно-посадочных точек (24 восьмизначные цифры), экипаж решил сажать лайнер вручную, полагаясь только на показания приборов. По словам представителей МАК, Бикбов решил уступить взлетно-посадочную полосу выкатывавшемуся на взлет Airbus компании Lufthansa, капитан которого попросил позволить ему взлететь против ветра. Этим диспетчер, как отметили члены комиссии, нарушил неписанные правила, согласно которым преимущество отдается садящимся бортам.

Другая причина катастрофы - приборы Boeing, а вернее, их непривычная для отечественных летчиков индикация. Дело в том, что в авиагоризонте погибшего Boeing - приборе, показывающем углы крена и тангажа воздушного судна, - линия горизонта движется относительно неподвижного самолета, тогда как в отечественных приборах все происходит наоборот. Свой вклад в развитие аварийной ситуации мог внести и так называемый "разнотяг" - правый двигатель самолета был несколько мощнее левого. Обычно этот эффект нейтрализуется автоматом тяги, не требующим участия в процессе пилотов, но, заходя на второй круг в ручном режиме, Медведев и Аллабердин, видимо, не смогли управлять двигателями правильно.

Однако главной предпосылкой для произошедшей 14 сентября трагедии источники в комиссии считают неадекватные действия пилотов. По их словам, состояние командира воздушного судна Родиона Медведева в момент посадки было "болезненным". Эту версию, в частности, подтверждает запись переговоров экипажа с диспетчером - четко прослушивается, что пилот с опозданием отвечает на вопросы и растягивает слова, - а также спор Медведева и Аллабердина о том, кто должен сажать самолет. Более опытный Медведев отдал штурвал Аллабердину, налетавшему на Boeing 737 всего 220 часов, заявив, что он сажать машину "не может". Кроме того, в ходе расследования в тканях пилота эксперты нашли алкоголь, однако с тем, что он стал причиной "болезненного" состояния, согласились не все члены комиссии. Окончательный ответ на этот вопрос, видимо, будет дан в официальном отчете МАК.

Выбор читателей