Слабонервным вход воспрещен

Работы Дэвида Линча словно вышли из кошмарных снов: изуродованные тела, сцены насилия, коллажи с использованием настоящего оружия демонстрируются в сопровождении самых невообразимых звуков



ВСЕ ФОТО



"Ты хочешь знать, что я думаю на самом деле?" - вопрошает очкарик с ножом женщину в спущенной юбке, сидящую на диване. "Нет", - беспомощно отвечает она. С этой картины в фонде "Екатерина" начинается выставка The Air Is on Fire - своеобразный биографический очерк мистического Дэвида Линча.

Еще есть желтый гражданин в грязных трусах и развороченным, похожим на картофелину, лицом - он ведет на поводке маленькую красную собачонку, чем-то напоминающую черта; есть Боб, который любит Салли, пока у бедняжки не посинеет лицо; есть мужчина, застрелившийся 0,9502 секунды тому назад... Герои картин-коллажей (одежда, нож, пистолет и прочие предметы - настоящие) словно вышли из кошмарных снов автора.

Все работы Линча сопровождаются звуковым рядом, от которого здание вибрирует, и кажется, что рядом не то самолет взлетает, не то трактор вот-вот проедет, не то стройка идет: "Эта музыка - музыка настроения, она состоит из промышленных звуков. Картины не нуждаются в музыкальном сопровождении, но если появляется подходящий звук, то он может усилить впечатление", - говорит художник.

В литографиях, специально включенных в экспозицию, картинах, рисунках и фотографиях отражены детские переживания Линча, его юношеские фантазии и увлечения зрелого возраста. Огромный зал занимают эскизы и наброски художника - всего 500 работ, - сделанные буквально на чем попало: салфетках, тетрадных листках, ситикерах, разорванных спичечных коробках - на всем, что оказывалось под рукой. Многие из них Линч нарисовал еще в детстве, но они продолжают служить ему постоянным источником вдохновения.

Больше всего Линч любит снимать обнаженных женщин и заброшенные заводы, которые "были построены тогда, когда к заводам относились как к соборам". Обнаженные женские тела, препарированные и обезображенные при помощи цифровых технологий, представлены в цикле "Деформированная натура", в основу которого легли черно-белые эротические фотографии 1840 - 1940-х годов.

"Человеческое тело прекрасно, - говорит Линч, - но, когда мы его искажаем, возникает нечто большее, и мы смотрим на тело иначе". Работы получились не для слабонервных, именно поэтому перед входом в зал висит предупреждающая табличка о том, что детям не рекомендуется просматривать эти фотографии и вся ответственность лежит на взрослых.

Линч называет себя "ловцом идей", в этом нелегком деле ему помогает трансцендентальная медитация, которой он изо дня в день утром и вечером занимается вот уже 33 года. Благодаря ей "усталость уходит, а творческая энергия просыпается и готова идти на работу". Размышления о влиянии медитации на свою жизнь, а также исследование всех аспектов творчества Линч воплотил в первой и единственной книге "Поймать большую рыбу: медитация, осознанность и творчество".

Книга родилась на основе вопросов и ответов. Она разделена на небольшие главы, написанные очень простым языком. Линч рассуждает о своем детстве, кинематографе, комиксах, сновидениях, рассказывает о том, как он создавал фильмы, а также дает полезные советы начинающим режиссерам.

Выбор читателей