Тяжела и неказиста жизнь гомосексуалиста

Блистательная игра Шона Пенна полностью затмевает собой перекошенный в сторону безмерного сочувствия меньшинствам, однобокий и ура-патриотический пафос "Харви Милка"

Харви Милк (Milk)
США, 2008
Режиссер: Гас Ван Сент
В ролях: Шон Пенн, Джош Бролин, Эмиль Хирш, Джеймс Франко, Диего Луна





В 1976 г. продавец мелочевки в районе Кастро (Сан-Франциско), густо населенном гомосексуалистами, лежа в постели со своим любовником, озаботился главным вопросом переживающих кризис среднего возраста американцев. Звучит он примерно так: "Проклятье, мне уже за 40, а я еще ничего не сделал для своей страны!". Весь прикол в том, что это был первый подобный вопрос в устах человека нетрадиционной ориентации, решившего, что данное обстоятельство не может служить оправданием для политического дезертирства. Вопреки мнению общества.

За весьма короткий период этот симпатичный, но ничем доселе не примечательный гей в результате широкой выборной кампании стал популярнейшим политиком, превратился в члена наблюдательного совета при мэрии Сан-Франциско... и 27 ноября 1978 г. был застрелен в своем кабинете своим бывшим другом и коллегой Дэном Уайтом – человеком "правильной" ориентации. На похороны вышло все сексуальное меньшинство штата Калифорния в количестве нескольких десятков тысяч человек. Харви Милк вошел в историю США как самый харизматичный лидер угнетенных по признаку сексуальных предпочтений.

Вот, собственно, и весь сюжет последнего фильма одного из самых известных независимых режиссеров Америки. Из восьми номинаций киноакадемии 2008 г. фильм Гаса Ван Сента завоевал два "Оскара": Шон Пенн получил статуэтку как лучший актер, а Дастин Лэнс Блэк – за лучший сценарий. Кроме того, фильм получил еще 30 наград на различных киносмотрах, став самым успешным проектом режиссера за всю карьеру.

"Харви Милк" – типичный байопик человека, чье имя российскому зрителю мало что говорит. Дело даже не в том, что мы пока еще живем в патриархальном мире и все эти гей-парады и прочие развлечения содомитов не встречают горячего отклика в сердцах большинства населения. Просто гомореволюция у нас проходит довольно незаметно, будучи скорее предметом экспорта, нежели выстраданным делом, что, впрочем, не мешает нам ознакомиться с "этапами большого пути" человека, впервые открыто заявившего на политической арене США, что вопрос сексуальных предпочтений и есть основа для политической деятельности.

С точки зрения прав человека в изводе ООН – нет никакой разницы, угнетаются верующие, негры, инвалиды или вот, как в данном случае, геи . Сан-Франциско. Эта мысль вообще никак не интерпретируется авторами, поскольку сегодня она является базовой аксиомой, а весь упор сделан на живописание душевных и физических страданий первого открыто "голубого" политика.

Гас Ван Сент вообще известен тем, что исследует в своих фильмах различные формы инакомыслия, социальные отклонения и девиации, приводящие к феноменальным, но, как правило, трагическим последствиям. Его героями часто становятся не самые приятные люди, причем им отдается предпочтение, и живописуются они не без симпатии.

Но в данном случае так совпало, что ничего, кроме умиления, персонаж Шона Пена вызвать не может, причем кастинг в этом кино резко очертил его художественные границы. Полное фотографическое сходство героев с прототипами (их мы увидим на титрах) говорит о том, что Ван Сенту необходимо было "попасть в актера", что он блестяще и продемонстрировал: игра Шона Пенна полностью затмевает собой перекошенный в сторону безмерного сочувствия меньшинствам, однобокий и ура-патриотический пафос картины.

Второй "Оскар" Пенна тут даже не обсуждается. Актер, сам ни разу не замеченный в нестандартных сексуальных предпочтениях, играет не манерно-идиотскую куклу, которую мы привыкли видеть на экранах, насыщенных борисами моисеевыми и прочими клоунами, делающими бизнес на эротике и выпячивающими свою "голубизну", а человека, для которого вопрос ориентации полностью выведен не только за рамки медицины, но и вообще недостоин обсуждения в приличном обществе.

Бенефис Пенна получился феерическим, и не сочувствовать его Милку трудно, даже не будучи толерантным к "радужному" движению в целом. Кстати, для публики тех стран, где этот вопрос до сих пор является камнем преткновения, фильм, возможно, объяснит хотя бы элементарные постулаты, как, например тот, что единственным серьезным аргументом "против геев" может быть только библейский запрет. Но в любом светском (не тоталитарном) государстве подобные возражения попросту не могут приниматься во внимание. Все остальные причины ненависти к гомосексуалистам – не что иное, как болезненные фобии массового сознания.

В остальном как режиссер Ван Сент остался верен себе, с той лишь разницей, что формат биографии наделил его картину обязательными и необходимыми в таких случаях элементами: излишним мелодраматизмом, примитивным делением героев на "плохих и хороших парней", повышенным пиететом к протагонисту и, что редкость для этого автора, наличием патетической музыки (композитор – прославленный Дэнни Эльфман) как основного участника действия.

Если бы Ван Сент не ориентировался лишь на собственную аудиторию, прекрасно знакомую с историей калифорнийской гей-революции 1970-х, он мог бы серьезно сгустить драматизм действия, не рассказывая с первых кадров, что Милка все равно застрелят, поскольку этот эпизод в финале – лучший и самый душещипательный в картине. Но поскольку для американских режиссеров почти не существует "остального мира", они уже давно завоевали право живописать свою историю без оглядки на Старый Свет, биография маргинального для нас политика, хотим мы этого или нет идеологически, становится явлением мирового кино.

В прокате с 23 апреля

Выбор читателей