Дорогая нефть и сильный рубль – тоже плохо

Чем выше карабкаются нефтяные цены, тем больше увеличивается вероятность того, что из кризиса российская экономика выйдет еще более зависимой от сырьевого экспорта




Мировые цены на нефть продолжают демонстрировать прыть. По итогам торгов 20 мая на ведущих нефтяных биржах нефтяные котировки выросли до шестимесячного максимума, достигнув уровня в $62 за баррель.

Основным драйвером роста стала публикация доклада американского Министерства энергетики об уровне коммерческих запасов сырой нефти в США. Согласно этому документу, за неделю с 8 по 15 мая данный показатель снизился на 2,1 млн баррелей – до 368,5 млн баррелей. Причем запасы истощились сильнее, чем предполагали аналитики отрасли, прогнозировавшие снижение на уровне 1,15 млн баррелей. Вдобавок за означенный период уменьшилась и переработка нефти – с 14,424 млн баррелей до 14,109 млн баррелей в день, а загруженность мощностей нефтеперерабатывающего сектора – с 83,7% до 81,8%.

Правда, утром 21 мая нефтяные цены снова пошли вниз, но это падение, скорее всего, объясняется желанием игроков зафиксировать прибыль после ощутимого роста накануне. По крайней мере, снижение котировок на рынке нефти не затормозило процесс укрепления российского рубля по отношению к доллару, который по итогам вчерашних торгов подешевел еще на 26,25 копейки. Официальный курс американской валюты составил 31,47 рубля за $1.

Подобное положение дел не может не греть душу российских властей, но вместе с тем создает и поводы для беспокойства. Чем выше карабкаются нефтяные цены, тем больше увеличивается вероятность осуществления худших опасений экспертов, предсказывающих, что из кризиса российская экономика выйдет еще более зависимой от сырьевого экспорта.

На днях в интервью Bloomberg эту точку зрения в очередной раз озвучил главный стратег компании "Ренессанс Капитал" Роланд Нэш. По его словам, для России опасность составляет сильный рубль, а не слабый. Слабый рубль помогает подняться всей экономике, за исключением экспортеров нефти, а сильный дает прямо противоположный эффект. И в случае дальнейшего роста нефтяных котировок страна рискует застрять в замкнутом круге – от депрессии к буму и обратно, в зависимости от нефтяных цен.

Российская нефть марки Urals, стоившая в конце декабря чуть более $32 за баррель, теперь торгуется на уровне около $60 за баррель. В итоге рубль, который после девальвации упал на 35%, уже почти наполовину отыграл это падение, подорожав с конца января на 14%. И дальнейшее увеличение стоимости нефти лишь увеличивает давление на российскую национальную валюту.

Впрочем, все-таки есть робкая надежда на то, что реформы, направленные на избавление российской экономики от сырьевой зависимости, сдвинутся с мертвой точки. По крайней мере, этим вопросом лично озаботился президент страны. На текущей неделе в Хабаровске Дмитрий Медведев подписал указ о создании при президенте РФ комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которую сам же и возглавит. "Ввиду того, что тема провальная, возглавлю эту комиссию сам, для того чтобы все-таки был самый высокий уровень принятия решений, чтобы эти решения как-то начали жить и работать", – пояснил глава государства. Решение о создании такой комиссии было принято еще 15 мая на совещании у Дмитрия Медведева. Предположительно, в нее войдут представители администрации президента, бизнесмены, эксперты и ученые.

Выбор читателей