Пальмовая ветвь упала на "Белую повязку"

Главный приз кинофестиваля увез австрийский режиссер Михаэль Ханеке. Наши наград не получили, но их присутствие на престижном форуме уже заслуживает внимания. Корреспондент "Yтра" из Канн - о двух российских премьерах


ФОТО: AP
ФОТО с кинофестиваля



В 62-й раз в Каннах раздали пальмовые ветви. Фавориты в этом синематографическом забеге были известны с самого начала, однако же, как именно распределит награды жюри во главе с Изабель Юппер, предсказать на все 100% не мог никто.

Главный приз - "Золотую пальмовую ветвь" - в этом году получил австрийский режиссер Михаэль Ханеке, проследивший в картине "Белая повязка" истоки возникновения тоталитарного общества на примере жизни немецкой провинции накануне Первой мировой войны. "Белую повязку" также отметила Международная федерация кинопрессы. Стоит напомнить, что в 2001 г. здесь же в Каннах приз за лучшую роль достался Юппер за работу в "Пианистке" того же Ханеке, а сам фильм получил тогда Гран-при.

В этот раз вторую по значимости награду - Гран-при - получил "Пророк" француза Жака Одьяра, повествующий об арабском подростке по воле корсиканской мафии ставшем киллером. Многие критики прочили золото именно этой ленте.

Шарлотта Гинсбург увезет с Лазурного Берега премию за лучшую женскую роль. В то же время "Антихрист" Ларса фон Триера, где снялась Гинсбург, на просмотре был натурально освистан, а от жюри фильму достался "антиприз".

Приз за лучшую мужскую роль получил австриец Кристоф Вальц, сыгравший нацистского офицера в "Бесславных ублюдках" Тарантино. Самого культового американского режиссера, как, впрочем, и Педро Альмадовара, Энга Ли, Гаспара Ноэ и прочих маститых претендентов на награды, жюри вниманием обошло.

"Золотая кинокамера" за лучший дебют досталась Уорику Тортону из Австралии, снявшему картину "Самсон и Далила" - историю о двух аборигенах. Специальная премия присуждена патриарху французского кино Алену Рене за фильм "Сорняки".

Приз жюри был поделен между "Аквариумом" британца Андреа Арнольда и "Жаждой" южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука. Сверхскандальная, запрещенная на родине китайца Лоу Е "Весенняя лихорадка" награждена за лучший сценарий. "Убой" филиппинца Брилланте Мендоза получил приз за лучшую постановку, а короткометражка "Арена" португальца Жоао Салавиза оказалась первой в секции short-фильмов.

Экуменическая премия была присуждена картине Кена Лоуча "В поисках Эрика". По мнению членов жюри, сказ о дружбе футболиста Эрика Кантона со своим фанатом-неумехой отличается "высочайшим художественным мастерством, юмором, оптимизмом и гуманизмом в подходах к описанию современного общества, переживающего тяжелый кризис". Победителями программы "Особый взгляд" стали греческий фильм "Клык" и румынский "Полиция, прилагательное".

В рамках программы "Особый взгляд" были показаны две российские картины - "Царь" Павла Лунгина и "Сказка про темноту" Николая Хомерики. "Особый взгляд" - вторая по значимости конкурсная программа Каннского фестиваля со своим жюри и призами. Оба режиссера были в свое время открыты в Каннах: Павел Лунгин получил специальный приз за режиссуру в 1990 г. за свою дебютную картину "Такси-блюз", а Николай Хомерики был удостоен приза жюри в конкурсе студенческих фильмов "Cinefondation" в 2005-м за короткометражку "Вдвоем". По негласной традиции, отборщики главного кинофестиваля мирового масштаба предпочитают поддерживать режиссеров, чей творческий путь начался в Каннах, их новые работы вновь и вновь попадают в конкурс. Можно сказать, что эти двое - протеже Канского кинофестиваля. Однако такое положение не умаляет достоинств их картин.

Фильм "Царь" (другое название "Иван Грозный и митрополит Филипп") рассказывает о противостоянии Ивана IV и главы Церкви того времени - митрополита Филиппа, который возвысил голос против жестокости царя, и поплатился за это жизнью. Главные роли в картине исполнили Петр Мамонов и Олег Янковский. Этот актерский дуэт критики называют одним из основных достоинств картины. Новость о кончине Олега Янковского, который исполнил роль митрополита Филиппа в картине Лунгина, достигла Канн вскоре после премьеры фильма. Янковский был мало известен западному зрителю, но любители авторского кино, которые составляют основу фестивальной публики, хорошо помнят его роль в фильме "Ностальгия" Андрея Тарковского.

Картина "Царь" снималась в древнем Суздале, в специально построенных декорациях. В фильме довольно много сцен насилия, показаны подробности средневековых пыток и казней. Сам Павел Лунгин говорит, что хотел соответствовать духу того времени. Некоторые кадры в фильме воспроизводились буквально по историческим документам, и сам Иван Грозный говорил цитатами из своих писем и документально зафиксированных текстов покаяний.

Картина "Сказка про темноту" Николая Хомерики - это, напротив, фильм о современной российской действительности. Героиня молодой актрисы Алисы Хазановой - девушка в погонах, работник детской комнаты милиции, живет в маленьком городке на Дальнем Востоке. Она любит свою работу, заботится о трудных детях, но при этом совершенно одинока. Однажды, когда один из ее подопечных в ответ на заботу и участие грубо посылает молодую милиционершу подальше, она решает круто измениться. Попытки наладить личную жизнь, построить отношения с окружающими, найти сочувствие и понимание составляют основу сюжета фильма Хомерики.

"Сказка про темноту" рисует довольно мрачную картину постсоветской действительности. Жизнь героев тяжела и уныла, а камера тщательно разглядывает реалии современной российской глубинки. Сам Николай Хомерики утверждает, что снял фильм о себе. Молодой российский режиссер уже в третий раз привозит свою картину в Канны. Его предыдущий фильм "977" вошел в программу "Особый взгляд" в 2006 году.

Этот автор мало известен массовому зрителю, но во всем кинематографическом мире его знают как одного из самых перспективных представителей нового российского кино. Хотя Хомерики и не любит термин "арт-хаус" и называет все кино неформатным, за то время, что он успел потрудиться в разных странах, он выработал собственный неповторимый стиль.

После мировой премьеры на Лазурном Берегу фильмы "Царь" и "Сказка про темноту" начнут свое путешествие по фестивалям отечественным. Этим летом картина Лунгина откроет Московский международный кинофестиваль, а фильм Николая Хомерики будет показан в Сочи на Кинотавре.

Москва - Канны

## AP ©

Выбор читателей