РЖД с июля повышает цены

Тарифы РЖД на грузовые перевозки с 1 июля проиндексированы на 5,7%. По итогам летнего сезона отпусков будет ясно, в состоянии ли РЖД справиться с возникшими трудностями и каким будет повышение тарифов




Тарифы РЖД на грузовые перевозки с 1 июля 2009 г. индексированы на 5,7%. Напомним, с 1 января тарифы были проиндексированы на 5%.

С учетом предполагаемой индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 5,7% с 1 июля этого года чистый убыток компании по итогам 2009 г. оценивается в размере около 100 млрд рублей. ОАО "РЖД" заявляло, что для выхода компании на безубыточный уровень требуется провести дополнительную индексацию тарифов на грузовые перевозки в размере 7,6% или выделить дополнительную субсидию в размере 29,6 млрд рублей.

Однако источник РБК, близкий к отрасли, рассказал, что осенью возможно более значительное повышение тарифов на железнодорожные перевозки. "Тарифы могут внепланово вырасти на десятки процентов. Возможное повышение цен обусловлено не только высокой стоимостью топлива, инфляцией и общекризисными издержками, а также тем, что РЖД может понести существенные убытки по причине некорректной финансовой деятельности некоторых своих контрагентов. Вполне возможно, что средства РЖД без ведома высшего руководства размещались рискованными способами", - отметил источник.

Слухи о том, что грядет ощутимое - до 40% - подорожание билетов, ходят уже давно, и, если ценовой скачок будет столь резким, он вызовет сильнейшее недовольство - впрочем, вполне закономерное. По оценкам экспертов, повышение цен на 10% - 15% вполне могло бы покрыть издержки Российской железной дороги, связанные с инфляцией и ценами на топливо.

В сентябре 2008 г. РЖД уже повысила тарифы на проезд в плацкартных, общих и сидячих вагонах на 23,5% вместо обещанных 12%. Не исключено, что осеннее повышение тарифов также произойдет в нарушение уже утвержденного графика и рекомендаций ФСТ. В 2009 г. цены на проезд в плацкартных вагонах должны были вырасти на 12%, в купе и СВ - на 21%.

Следует заметить, что, помимо плановой индексации базовых тарифов, РЖД активно использует графики гибкого регулирования цен, согласно которым можно поэтапно и незначительно повышать цены на отдельные категории пассажирских перевозок (например, в апреле 2009 г. стоимость проезда в СВ и купейных вагонах всех поездов выросла на 3%).

Российский бюджет уже не в состоянии компенсировать РЖД расходы за дальние пассажирские перевозки. Так, вице-премьер РФ Сергей Иванов на днях заявил, что необходимо реформировать систему пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования. Об этом он сообщил на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи. По его словам, ни для кого не секрет, что дальние пассажирские перевозки являются убыточными, и ежегодно федеральный бюджет несет немалую нагрузку, компенсируя ОАО "Российские железные дороги" выпадающие доходы. "Так, в целях обеспечения доступности услуг отрасли для всех категорий граждан введено государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах", - сказал вице-премьер.

Другой блок проблем, по словам Иванова, негативно влияющих на рентабельность пассажирских перевозок, напрямую связан с высоким уровнем износа основных фондов, физическим и моральным старением подвижного состава и инфраструктуры, а также использованием устаревших технологий при осуществлении железнодорожных перевозок. В итоге стоимость билетов, особенно в купе и спальных вагонах (СВ), становится сопоставимой с ценами на авиабилеты.

По мнению Иванова, для нормализации ситуации в этом направлении создается Федеральная пассажирская компания, которая станет дочерним обществом РЖД. "При этом наши реформаторские усилия будут оправданы только в том случае, если в деятельности новой структуры будут использоваться принципиально новые подходы в управлении пассажирским комплексом дальнего следования. Прежде всего, речь идет о финансовой и операционной прозрачности ее деятельности, внедрении современных процедур и механизмов корпоративного управления и использовании передовых инфраструктурных и перевозочных технологий", - сказал вице-премьер.

Повышение тарифов - практически единственный способ для РЖД избежать больших убытков. Как известно, в апреле РЖД сообщала, что по итогам 2009 г. может получить чистый убыток в размере 49,7 млрд рублей. Уже по итогам первого квартала 2009 г. выручка ОАО "РЖД" сократилась на 11,4% - до 230 млрд руб., чистый убыток составил 26,8 млрд рублей. Так, в январе - мае компания снизила грузоперевозки на 26% - до 473,9 млн т по сравнению с тем же периодом 2008 года. Снижение наблюдалось по всем направлениям, в частности, внутренние перевозки сократились на 30,5%, международные - на 17,6%.

При этом снижение объемов перевозок пассажиров в текущем году ожидается от 10% до 15%. Таким образом, по словам вице-президента компании Михаила Акулова, РЖД планируют перевезти около 40,5 миллиона человек, что на 10% ниже уровня прошлого года.

Нехватка средств заставляет РЖД их занимать. Сбербанк в конце мая предоставил РЖД кредит на 10,8 млрд рублей. Через неделю после этого монополия получила от Сбербанка еще 4 млрд рублей. В июле - августе текущего года компания хочет привлечь кредит у ЕБРР на $500 млн сроком на 10 - 15 лет. Кроме того, РЖД ведет переговоры с правительством о выпуске инфраструктурных облигаций объемом до 150 млрд рублей.

Уже осенью, по итогам летнего сезона отпусков, будет ясно, в состоянии ли РЖД справиться с возникшими трудностями и каким будет повышение тарифов.

Выбор читателей