Ставка на Арктику

Россия определилась со стратегическими направлениями в экономике на ближайшие годы; в перечень вошла и "ледокольная эпопея". К этой "штыковой атаке" размеренный Запад не готов морально


Председатель правительства РФ Владимир Путин, вице-премьер Сергей Иванов и член Совета Федерации РФ Сергей Пугачев обсуждают перспективы ледоколостроения



В июле в Санкт-Петербурге произошло событие, знаковость которого еще предстоит оценить. Оно, казалось бы, связано лишь с судостроительной темой: глава правительства Владимир Путин приехал на Балтийский завод участвовать в поднятии российского флага на новом 114-метровом ледоколе "Санкт-Петербург".

СМИ процитировали слова премьера: "Мы не часто поднимаем флаг на судах подобного уровня и класса" - и отметили уровень гостей, посетивших церемонию. Однако мало кто осознал, что речь шла не только о контроле с помощью ледокольного флота за углеводородными запасами Арктики, но и более глобальных вещах, чем арктический шельф.

Лишь немногие аналитики увидели, что Россия медленно, но уверенно меняет всю свою стратегию, переставая без конца "выравнивать" фланги и подчищать утраченные позиции - и переходя к созданию сильного, даже подавляющего перевеса на ключевых точках. Собственно, принцип "сильным на слабое" известен с давних времен, и не только Владимиру Путину, изучавшему дзюдо. Таким же образом, создав перевес в пехоте и артиллерии, в свое время выиграл у шведов Полтавскую битву Петр I, да и все русские полководцы, будь то Суворов на суше или Ушаков на море, умели сосредоточить силы на решающих направлениях.

До недавнего время мало кто обращал внимания на манеру Путина обозначать для страны приоритеты - хотя такими приоритетами им были названы обеспечение безопасности страны, модернизация, развитие промышленного и технологического потенциала экономики. "Ледокольная эпопея", когда в российский флот один за другим влились самый большой в мире ледокол-атомоход "50 лет Победы" (2007 г.), дизель-электрический ледокол "Москва" (2008 г.), а следом и его брат-близнец "Санкт-Петербург", где государственный флаг подняли в присутствии Путина, показала, что Россия научилась не только ставить приоритеты, но и подкреплять их ресурсами.

Кстати, американцы первыми спохватились, что русские овладели новым тайным оружием - созданием подавляющего преимущества, - когда поняли, что на их два старых дизельных ледокола приходится четыре десятка русских ледокольных судов. Ввод в эксплуатацию гиганта-атомохода "50 лет Победы" на Западе вызвал почти что панику, а выступивший в Конгрессе США с речью о "ледокольной угрозе" со стороны Кремля адмирал Тэд Аллен рвал и метал: "Мы теряем позиции в глобальной конкуренции!".

Выяснилось, что созданному Россией ледокольному флоту - самому сильному козырю в борьбе за богатства Арктики - ничего не могут противопоставить и другие страны вокруг арктического шельфа: Норвегия (один ледокол), Дания (четыре ледокола), Канада (два тяжелых судна и десять ледоколов среднего класса), Финляндия (ледоколов нет вообще).

Арктический вопрос высветил, что Россия сейчас, образно говоря, снова учит завещанную предками "науку побеждать". Применительно к судостроению она сумела обеспечить резкий перелом тренда на развал отрасли, укрупняя ее, выстраивая синергетические схемы, дающие наибольший эффект. Флаг на ледоколе "Санкт-Петербург" тому живой пример. Созданной Сергеем Пугачевым Объединенной промышленной корпорации, куда наряду с Балтийским заводом вошли судостроительный завод "Северная верфь" и конструкторское бюро "Айсберг", уже сейчас сулят внушительные контракты с "Газпромом" на строительство нескольких десятков специальных судов для освоения континентального шельфа. А в целом до 2020 г. судостроительная отрасль России предполагает спустить на воду еще три универсальных атомохода нового поколения мощностью по 60 МВт, один ледокол-лидер мощностью 110 МВт, семь дизель-электрических и четыре вспомогательных портовых ледокола.

Но российская "наука побеждать", судя по всему, оттачивается не только для отстаивания интересов за Полярным кругом. На Западе с тревогой говорят, что русские, даже в ущерб каким-то второстепенным направлениям, в ближайшее время начнут наращивать преимущества на ряде глобальных технологических направлений. И в каждом из них будет применен "ледокольный принцип" с сильной концентрацией средств и ресурсов, с созданием решающего перевеса с помощью всех материальных запасов и возможностей страны.

Поэтому приезд Владимира Путина на подъем российского флага над ледоколом "Санкт-Петербург" кое-кто из аналитиков воспринимает как благословление стратегии концентрации сил на прорывном участке. Ясно, что на очереди очень перспективный ВПК, переоснащение армии, атака на рынок передовых технологий, включая нанотехнологии, куда срочно переброшен менеджер Чубайс.

Страна явно переходит от распыления ресурсов к созданию пусть пока узких, но очень концентрированных зон, обладающих прорывной мощью заточенного штыка. К этой "штыковой атаке" России размеренный Запад явно не готов морально. Но новое "тайное оружие русских" - прорываться, создав перевес, на самом ключевом направлении - является ответом на вызовы времени. Или, быть может, вовремя осознанным уроком отечественной истории.

Выбор читателей