Медведев упростит госкорпорации

Глава государства поручил прокуратуре и контрольному управлению президентской администрации заняться проверками госкорпораций. По итогам этих мероприятий данные организации могут превратиться в обычные компании


ФОТО: AP



Президент России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и контрольному управлению президентской администрации заняться проверками госкорпораций. По итогам может быть принято решение о существовании госкорпораций как таковых - возможно, их ждет превращение в обычные госкомпании, пишет сегодня РБК со ссылкой на газету "Коммерсантъ".

Таким образом, Кремль фактически дал ход инициативе президентского совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, констатирует издание.

По мнению критиков госкорпораций, сегодня эти новообразования фактически живут в собственной экономической реальности. На них не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных компаний, действие закона о банкротстве. ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов, в частности к ним не может предъявлять претензии Счетная палата, так как по федеральному закону о ГК госкорпорации имеют статус некоммерческих предприятий, и их собственность не является государственной.

"Проблема в том, что наши госкорпорации получили слишком много прав, а над ними не оказалось почти никакого контроля, - заявил "Известиям" директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. - Поэтому, как это банально ни звучит, госкорпорации оставить надо, но контроль за ними усилить".

Поручение президента очень своевременно, считает член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер, добавляя при этом, что реализовывать его необходимо не только через госструктуры, но и с участием бизнеса, экспертного сообщества. "Максимально прозрачно и объективно. И только потом принимать решение, быть или не быть в России госкорпорациям и по каким правилам они должны работать", - приводит слова эксперта "Российская газета".

Наблюдатели отмечают, что поручение Медведева можно рассматривать, в частности, как удар по руководителю "Ростехнологий" Сергею Чемезову, корпорацию которого часто критиковали за отсутствие внятной стратегии. Как напоминают эксперты, сначала "Ростехнологии" приступили к созданию вертолетостроительного холдинга. Под их контролем оказались заводы имени Миля и Камова, Казанский вертолетный завод, московский завод "Вперед", предприятия в Кумертау, Арсеньеве, Новосибирске, Ступине и т.д. Однако такое обилие мощностей не отразилось ни на эффективности бизнеса, ни на себестоимости продукции.

Затем госкорпорация взяла под контроль "ВСМПО-Ависму" - крупнейшего производителя титана в мире. После оформления перехода успешной компании к новым собственникам Чемезов попросил у Владимира Путина полмиллиарда долларов на покрытие расходов, понесенных "Рособоронэкспортом" на покупке "ВСМПО-Ависмы". Сейчас же предприятие вынуждено брать кредит у Сбербанка, чтобы пустить заемные средства для финансирования инвестиционных затрат и рефинансирования задолженностей перед другими банками.

Схожая ситуация повторилась и с АВТОВАЗом, вошедшим в состав "Рособоронэкспорта" в 2005 году. Несмотря на помощь государства, крупнейший производитель автомобилей в России переживает сейчас самые тяжелые времена за все время своего существования. В августе завод был вынужден остановить конвейер и отправить 20 тысяч рабочих на общественные работы, напоминают эксперты.

Впрочем, вопросы есть и к другим госкорпорациям. Например, Генеральная прокуратура инициировала проверку "Фонда ЖКХ" из-за доходов ее топ-менеджмента. Также прокурорской проверкой было выявлено, что административно-хозяйственные расходы корпорации, в штате которой состояли 97 человек, в 2008 г. превысили 340 млн руб., что "сопоставимо с расходами на содержание в этом году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых. При этом на 2009 г. расходы на собственные нужды госкорпорации были увеличены почти на 100 млн руб.", сообщила "Коммерсанту" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

Выбор читателей