Планету убивает гигантская соседка

Впервые за всю историю космических наблюдений ученым удалось обнаружить гибнущую планету. Находку, которой осталось вращаться менее тысячной доли от всей ее жизни, притягивает к себе огромная звезда

Ученым удалось обнаружить вне Солнечной системы уникальную планету. Параметры ее вращения вокруг своей звезды показывают, что жить небесному телу осталось менее 1 млн лет.

Находку назвали WASP-18b и классифицировали как газового гиганта. Ее масса более чем в десять раз превышает массу Юпитера. А полный оборот вокруг своей оси планета совершает быстрее, чем на Земле проходит один день. Еее возраст ученые оценивают примерно в 1 млрд лет.

Найденное небесное тело уникально тем, что ранее исследователи космоса никогда не были свидетелями скорой гибели целой планеты. WASP-18b осталось вращаться вокруг звезды менее тысячной доли от продолжительности всей ее жизни.

По словам астрономов, вероятность обнаружения подобной планеты с помощью современного астрономического оборудования равна десятой доли процента. Это примерно то же самое, что вытащить подряд двух тузов красной масти из колоды в 52 игральных карты.

Авторы научной статьи, совершившие открытие, работали в рамках проекта Wide Angle Search for Planets - поиск планет в широком секторе. Отсюда и аббревиатурное название находки. Ученые полагают, что им действительно очень повезло, и признают, что далеко не все известно об обнаруженной планете. Например, вопреки прогнозам ученых, WASP-18b вполне может прожить еще миллиарды лет.

Дело в том, что эволюцию планетарной орбиты определяет действие приливных сил, которые проявляются и на Земле в результате гравитационного воздействия Луны. Это вызывает на нашей планете приливы и отливы. Звезда WASP-18, в системе которой вращается найденная планета, обеспечивает гораздо большее притяжение, что в значительной степени искажает орбиту WASP-18b, придавая ей спиралевидную форму. Постепенно планета все ближе притягивается к звезде.

Существует масса других объяснений обнаружению такой редкой, на первый взгляд, планетарной системы. Проверить их ученые смогут, наблюдая за звездой в течение 10 - 20 лет. Если планете действительно осталось жить меньше миллиона лет, то изменения в ее орбите должны быть различимы даже за такой короткий промежуток времени.