Америка оставит Россию без "Опеля"

Россию могут прокатить с Opel. Пророссийская позиция Ангелы Меркель, похоже, находится под вопросом. Не исключено, что Германии придется пойти на поводу у американской транснациональной компании




Американский автогигант General Motors просит официальный Берлин исключить из схемы продажи автомобильного концерна Opel российских инвесторов, представленных группой "ГАЗ" и Сбербанком. Об этом пишут сегодня ряд европейских и российских СМИ, со ссылкой на источники немецкого издания Spiegel. Сообщается, что американское правительство, владеющее 60% акций GM, не желает участия российских компаний в сделке по продаже Opel. В этом случае, по мнению источников, сделка может стать более приемлемой для США.

Похоже, старое правило - "что выгодно General Motors, то выгодно Америке" - вновь начинает работать, причем в самом прямом смысле. В настоящее время немецкий автомобильный концерн является одним из лучших и наиболее перспективных активов GM как в технологическом, так и коммерческом плане. На этом фоне его уход к новому владельцу в лице альянса Magna - Сбербанк выглядит мало приемлемой для американской стороны схемой. Не удивительно, что она продолжает поддерживать конкурентное предложение бельгийского инвестиционного фонда RHJ International. По мнению ряда экспертов, RHJ приобретает Opel на "передержку" с целью его дальнейшей продажи GM, которая совсем не хочет расставаться со столь привлекательным активом.

До последнего времени правительство Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель выражало открытую поддержку предложению альянса Magna - Сбербанк. Приобретателю обещаны кредитные гарантии правительства ФРГ и немецких земель на сумму до €4,5 миллиарда. Столь мощная поддержка объясняется заявлениями Magna о сохранении значительной части рабочих мест, что крайне важно с политической точки зрения, а также "профильным" характером канадской компании. Все это имеет особое значение накануне выборов в Бундестаг, которые состоятся 27 сентября.

Напомним, Magna является одним из крупнейших мировых производителей автомобильных комплектующих. Также немецкая сторона, в целом, не имеет ничего против российского участия в Opel.

Между тем ситуация может переломиться уже в самое ближайшее время. Прошедшие в минувшие выходные в трех федеральных землях Германии - Тюрингии, Саксонии и Саар - выборы в ландтаги (земельные парламенты) показали ослабление позиций возглавляемого Ангелой Меркель Христианско-демократического союза (ХДС). Приемлемый результат - 41% голосов - ХДС удалось получить только в Саксонии.

По мнению ряда наблюдателей, одной из причин столь слабых результатов партии Меркель стала затянувшаяся история с продажей Opel, которая уже начинает раздражать немецких избирателей. Создается впечатление, что ставка Меркель на сохранение рабочих мест ценой предоставления гарантий альянсу Opel и Magna - Сбербанк гарантий на €4,5 млрд из карманов немецких налогоплательщиков не нашла понимания среди населения.

Это подтверждается и заявлением члена консервативного партийного блока ХДС/ХСС Ганса-Петера Фридриха, поддерживающего на предстоящих выборах кандидатуру Ангелы Меркель. По сообщению Die Welt, политик настаивает на отсрочке решения судьбы Opel до завершения выборов. "Я думаю, было бы целесообразно отложить решение до окончания федеральных выборов. В настоящее время, с учетом накаляющейся атмосферы в свете избирательной кампании, объективное решение может быть принято с трудом", - говорит Фридрих. По сути, это заявление является прямой критикой поддержки Ангелой Меркель предложения Magna - Сбербанк.

Между тем дальнейшее оттягивание принятия решения, как это предлагает Фридрих, также может пойти во вред позиции ХДС на выборах. Общественность устала от этого затянувшегося спектакля, к тому же многих немцев раздражает присутствие в альянсе российской стороны в лице Сбербанка. Похоже, это начинает понимать и сама Меркель.

Все вместе это может означать лишь то, что изначально выигрышная позиция альянса Magna - Сбербанк перестает являться таковой. Ситуация постепенно начинает развиваться в пользу GM и США. Более того, после банкротства GM и сосредоточения 60% акций автогиганта в руках американского правительства позиции последнего значительно улучшились. Государственная программа "деньги в обмен на драндулеты" привела к улучшению ситуации на американском автомобильном рынке.

Все это говорит о том, что у GM появляется все больше сил и возможностей оставить Opel за собой. Будет ли это сделано через последующий выкуп акций компании у бельгийского фонда, или GM просто откажется от продажи немецкого автоконцерна - уже не так важно. В какой-то степени, американскую сторону могло бы устроить в том числе и участие в Opel североамериканской Magna, только без Сбербанка. Американцы, равно как и сам Opel, не особо настроены на передачу передовых технологий в руки россиян.

Одним словом, ситуация вокруг Opel становится сегодня наглядной иллюстрацией постепенного восстановления могущества американских и транснациональных компаний. Удастся ли им вернуть былое господство, станет понятно достаточно скоро. Приближающиеся выборы в ФРГ пока явно играют на пользу США.

Выбор читателей