Москвичи не хотят перемен

Не стоит удивляться "азиатскому", как любят говорить некоторые политологи, результату партии власти в столице. К тому же, не такой уж он и азиатский. Москвичи голосуют за "Единую Россию" вполне осознанно




Одиннадцатого октября в Москве прошли выборы депутатов Московской городской думы. Результат голосования сложно охарактеризовать как сенсационные, но и обычным полученный расклад не назовешь.

По итогам подсчета 99% бюллетеней картина выглядит следующим образом. Безусловный лидер – "Единая Россия": за список "партии власти" во главе с действующим градоначальником голоса отдали 66,26% москвичей. Второе место занимает КПРФ с 13,27%. Собственно, это и есть весь состав будущего московского парламента: больше никакая партия 7%-й барьер преодолеть не смогла.

Список ЛДПР поначалу балансировал на грани проходного барьера, но по мере подсчета голосов становилось ясно, что партия Жириновского не добирает около 1% от необходимого для получения мандатов числа голосов. Ее результат – 6,14%. (Напомним, что в составе прошлой Мосгордумы ЛДПР также не была представлена: при проходном барьере в 10% жириновцы в 2005 г. набрали 8%.) В аутсайдерах также оказались "Справедливая Россия" с результатом 5,34% голосов, "Яблоко" – 4,7%, и "Патриоты России" – 1,82%.

Ни Мосгоризбирком, ни Центризбирком не усматривают в ходе голосования и подсчете бюллетеней существенных нарушений. В отличие от представителей оппозиционных сил, которые сообщают о якобы имевшем место массовом вбросе бюллетеней и автобусах с людьми, которые курсировали от участка к участку, высаживая пассажиров для многократного голосования.

О нарушениях говорят и коммунисты: "Прошедшие в столице выборы не соответствуют реальному влиянию и поддержке избирателями политических партий. Ведь в Госдуме представлены четыре партии, в то время как в столичный парламент, судя по всему, проходят только "Единая Россия" и мы, коммунисты", – заявил секретарь ЦК КПРФ по выборам Сергей Обухов, ссылаясь на данные exit-poolls, согласно которым его партия набирала от 18% до 21% голосов.

Безусловно, каждый зафиксированный случай нарушения требует разбирательства, но итоги голосования, если разобраться в ситуации, выглядят вполне достоверно.

Не стоит удивляться "азиатскому" (как любят говорить некоторые политологи) результату партии власти в столице. К тому же, не такой уж он и азиатский. Москвичи по привычке голосуют не столько за "Единую Россию", сколько за Лужкова или за "партию Лужкова". Результаты ЕР в целом сопоставим с рейтингом доверия Юрию Лужкову. По данным опроса "Левада-центра", опубликованным в июле этого года, 6,6% жителей столицы давали работе своего мэра оценку "очень хорошо" "33,4%" – "хорошо", и 43,9 – "средне". Так вот, электорат ЕР – это как раз те, кто считает, что Лужков работает "хорошо" и "очень хорошо", и значительная часть тех, кто оценивает его "средне". Результат такого голосования следует трактовать однозначно: Москва не хочет расставаться с Лужковым.

КПРФ, которая, хоть и не показала сверхъестественного результата, окончательно зафиксировала себя в политическом пространстве как единственная весомая оппозиционная сила, электорат которой не только не вымирает, но и увеличивается. Правда, преимущественно не за счет последовательных коммунистов, а за счет протестно настроенных избирателей, разочаровавшихся в прочих оппозиционных силах.

Провал ЛДПР некоторые наблюдатели поспешили назвать основной интригой прошедших выборов. Но особой интриги здесь нет. Жириновский – политик, в первую очередь, федерального уровня. У него нет яркого актива в Москве, нет единомышленников, которые с отрядом диггеров будут бродить по городским подземельям, а потом рассказывать избирателям о том, как ветшает городское хозяйство. Потеря 1,5% голосов для партии вещь не самая приятная, но на ее федеральном рейтинге это вряд ли скажется.

"Яблоко", которому в этот раз не удалось выступить консолидатором демократов, собрало голоса только своих последовательных сторонников. Тем самым одновременно опровергнув как тезис об окончательной и бесповоротной смерти партии, так и тезис о ее возможном возрождении.

Реальная и, пожалуй, единственная интрига прошедших выборов – непозволительно низкий результат "Справедливой России". "Вторая нога" российской власти неожиданно оказалась в одной весовой категории с "Яблоком", набрав всего 5,34%. Конечно, с электоральной точки зрения, этот результат вполне закономерен: низкая известность лидера списка "эсеров" Николая Левичева в Москве, не слишком четкое позиционирование партии по вектору власть/оппозиция и слабая агитационная кампания не могли обеспечить лучшего результата.

Сам факт непопадания "Справедливой России" в Мосгордуму – еще не трагедия. Однако столь существенный провал по голосам не где-нибудь, а в столице может стать началом конца проекта "вторая нога". В регионах это может быть воспринято как сигнал к тому, что реального административного ресурса у СР нет, а собственного ресурса Миронова хватает ровно на пять с лишним процентов. Это, в свою очередь, может стать поводом для местных элит не привечать СР и не инвестировать в нее. Впрочем, вопрос уже не столько в судьбе "Справедливой России", а в том, что с ее усыханием перед властью вновь встанет вопрос о "второй ноге", ресурсов для отращивания которой у нее уже будет предельно мало.

Выбор читателей