Пес-самурай: путь призрака

Махровый сентименталист Голливуда, шведский режиссер Лассе Халльстрем в своем новом фильме превзошел в трагизме даже самого себя и рассказал одну из самых пронзительных и одновременно простых историй нового века

Хатико: самый верный друг (Hachiko: A Dog's Story), США, 2009
Режиссер: Лассе Хальстрем
В ролях: Ричард Гир, Джоан Аллен, Сара Ремер, Джейсон Александр




Профессор колледжа Паркер Уилсон, возвращаясь с работы, на перроне местной станции находит маленького щенка древнейшей японской породы акиту-ину и приносит его домой. Жена естественно против, но после нескольких безуспешных попыток пристроить щенка, Уилсоны решают оставить собаку у себя. Пес настолько привязывается к своему хозяину, что буквально следует за ним по пятам. Утром Хатико (по-японски значит "восьмой") провожает профессора на станцию, а ровно в пять вечера встречает его на том же месте. Совсем скоро смерть разлучает двух друзей, но Хатико каждый день, в одно и то же время, возвращается на станцию, чтобы встретить хозяина.

История преданного пса Хатико будоражит умы японцев уже более 80-ти лет, но впервые добралась до большого экрана только в 1987-м году стараниями режиссера Сейдзиро Кояма. Фильм "История Хатико" тут же завоевал огромную популярность в Японии, и стало ясно, что долго голливудского ремейка ждать не придется. Впрочем, ждать пришлось целых 22 года и, надо сказать, не напрасно. В своей картине Халльстрем, со сноровкой опытного хирурга, вырезал все ненужные части, превратив "Хатико" практически в моноспектакль. Такого со времен "Белого Бима" мы точно не видели.

В отличие от других голливудских лент, посвященных "лучшим друзьям человека", Халльстерм в кадре практически не допускает самолюбования. Хатико не приносит мяч, почти не лает или скулит, не строит умильные морды - режиссер сознательно не заигрывает со зрителем. Однако такой, казалось бы сомнительный с коммерческой точки зрения ход, оказывается единственно верной интонацией при рассказе этой истории. "Хатико" не превращается в убожество вроде "Бетховена" или "Марли и я", где собак низвергали до роли симпатичной, но бездушной анимированной заставки. Хатико-пес ведет себя как настоящий актер: оператор Фортунато выхватывает нужные ракурсы, а когда он чуть отвлекается и камера в одном эпизоде застывает на главном герое чуть дольше положенного, пес, кажется, пародирует самого Марлона Брандо, выдавливая из себя еле уловимую улыбку.

Конечно, за видимой простотой Халльстрем даже не пытается скрывать какую-то незримую глубину. Он движется напролом, не слишком заботясь о тонкой эстетской душе прожженных киноманов. Более того, голливудский "Хатико" в некоторых сценах (которые по иронии судьбы оказываются самыми выигрышными) практически кадр в кадр копирует японский оригинал, при этом совершенно его не портя. Оказывается, все дело в интонации.

Там, где голодные выпускники кинематографических вузов принялись бы цитировать Тарковского или Феллини, Халльстрем урезает пространство картины рамками кадра. Если вы видите в нем человека и собаку, то это человек и собака и ничего больше. Такой подход, при всем трагизме истории, действует как бомба замедленного действия: до середины картины вы умиляетесь обаянию Хатико, а в финале уже ревете как капризный ребенок и требуете, чтобы профессор таки вышел из поезда и потрепал за мордочку своего пса. Чтобы все закончилось хорошо.

В прокате с 22 октября

Выбор читателей