АвтоВАЗ превращается в "Москвич"

Флагман российского автопрома рапортует о колоссальных убытках. Если правительству не удастся переложить на плечи иностранных компаний бремя автогиганта, его ждет перспектива "Москвича"




Агония флагмана российского автомобилестроения продолжается. Сегодня ОАО "АвтоВАЗ" обнародовало финансовую отчетность по российским стандартам бухучета за девять месяцев текущего года. Как и следовало ожидать, финансовые результаты деятельности компании оказались безрадостными.

С января по сентябрь 2009 г. АвтоВАЗ понес убытки в размере 19,72 млрд руб. против 834 млн руб. прибыли за аналогичный период прошлого года. Выручка автопроизводителя за девять месяцев текущего года снизилась до 60,8 млрд руб. со 126,63 млрд руб. за аналогичный период 2008-го. Валовая прибыль оказалась отрицательной и составила 2,5 млрд руб. против положительной прибыли в 8,73 млрд за девять месяцев 2008 года. Кредиторская задолженность автопроизводителя составила 90,62 млрд руб., из них 1,24 млрд - просроченная задолженность.

По данным АвтоВАЗа, падение объема выручки предприятия за январь - сентябрь 2009 г. обусловлено снижением продаж автомобилей вследствие экономического кризиса и спада в экономике страны. Объем продаж новых автомобилей российских марок, говорится в отчете АвтоВАЗа по итогам девяти месяцев 2009 г., снизился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 45,5%.

Совершенно очевидно, что если ситуация вокруг АвтоВАЗа не будет измерена коренным образом, ему грозит повторение судьбы московского АЗЛК с почившим в бозе "Москвичом". Теряя в результате кризиса свою часть российского рынка, АвтоВАЗ уже вряд ли вернется на нее после его окончания. Рыночная ниша автомобилей "Лада" сегодня представляет большой интерес для иностранных автопроизводителей и постоянно заполняется за счет китайских и европейских малолитражек.

Все это прекрасно понимают и в российском правительстве, которое, похоже, беспокоит уже не столько судьба марки "Лада", сколько социально-экономическая ситуация в Тольятти. А это значит, что оно будет пытаться восстановить жизнеспособное производство на АвтоВАЗе любой ценой.

Единственным способом сделать это является передача предприятия одному из лидеров мирового автопрома, с целью создания на ВАЗе абсолютно нового производства, на основе иностранных платформ и технологий. В настоящий момент единственным потенциальным претендентом на роль спасителя АвтоВАЗа является концерн Renault - Nissan, владеющий 25% акций автозавода. Как отметил во время недавней встречи с акционерами АвтоВАЗа Владимир Путин, что Россия будет только приветствовать Renault, если компания выразит желание увеличить свой пакет акций АвтоВАЗа вплоть до контрольного.

В то же время французы не горят особым желанием увеличивать свою долю в АвтоВАЗе, равно как и активно инвестировать в его модернизацию. С одной стороны, их сдерживает отношение российской стороны, в последние годы фактически отстранившей Renault от участия в управлении предприятием. С другой - опасения, что продукция обновленного АвтоВАЗа может помешать продвижению на российском рынке собственных моделей Renault - Nissan.

Renault продолжает думать, заявляя что не отказывается от помощи российскому предприятию и намерен оказать ему технологическую поддержку. Также французы подтверждают готовность финансово поддержать перестройку системы поставок и сборочных линий предприятия.

В то же время у российской стороны катастрофически мало времени для принятия окончательного решения. Поторопить французов попытался первый вице-премьер Игорь Шувалов. В эфире телеканала "Вести" он отметил, что в случае если Renault - Nissan не увеличит свою долю в АвтоВАЗе, то правительство России намерено поискать других инвесторов. По словам первого вице-премьера, правительство России исходит из того, что АвтоВАЗ и группа "ГАЗ", имеют вполне четкие перспективы развития. Но реализовать их возможно только при обеспечении технологического партнерства с крупнейшими мировыми производителями. И если возможности Renault окажутся ограниченны, то правительству просто придется обращаться к другим потенциальным партнерам.

Впрочем, подобное давление вряд ли ускорит принятие решения со стороны Renault. Французы, похоже, понимают, что АвтоВАЗ - со всеми "тонкостями" управления и владения этим предприятием - если и будет представлять интерес для кого-то из крупных автопроизводителей, то, пожалуй, лишь только для китайцев. Хотя и их в ближайшей перспективе больше будет волновать продвижение собственных авто, собранных руками китайских рабочих.

Выбор читателей