Новости партнеров

Дороги строить дураков нет


Фото с сайта current.com



После известного обмена мнениями президента Дмитрия Медведева с министром транспорта Игорем Левитиным о цене строительства дорог в нашей стране у многих возник резонный вопрос: так почему же такой разброс цифр и во сколько же реально обходится это транспортное удобство? К великому сожалению, доподлинно подсчитать это невозможно.

Начнем с цифр, которые привел президент на ноябрьском заседании президиума Госсовета по инновационному развитию транспортного комплекса. "Приблизительная стоимость автодороги Великий Новгород – Усть-Луга – 190 миллионов рублей за километр, в Сочи – 2 миллиарда рублей за километр, в Москве – 8 миллиардов рублей за километр. Почему такая разница?" – вопрошает Медведев. И добавляет: "Есть, конечно, объективные вещи, но разница 20 – 30-кратная. Это же все-таки не на Луне строят".

Сложно сказать, сколько бы стоило строительство дороги на Луне, но и на нашей планете цены разнятся довольно сильно. Например, по сведениям Союза инженеров-сметчиков, средняя стоимость строительства 1 км дороги в России составляет (в миллионах долларов) 60 – 180, тогда как в Швейцарии 20 – 26 (а там, заметьте, горы), в Германии 11 – 14, Чехии 10 – 12, Польше 7 – 8, а в США вообще 4 – 9. С китайскими показателями это сравнивать даже как-то неловко. Можно было бы, конечно, успокоить себя тем, что в КНР очень дешевая рабочая сила и, вероятно, низкое качество дорожного полотна. Но ведь и у нас дороги строят в основном "дешевые руки" – выходцы из Центральной Азии. А качество... Кто попадал в колеи, продавленные в трассах федерального значения, тот знает, каково качество наших новых дорог. Тогда, может быть, дело в климате? В Китае нет таких суровых зим, как (раньше бывали) в России. У нас, опять же, много болот... Но ведь в соседней Польше те же географические условия, а, скажем, в швейцарских Альпах, Скандинавии или на Аляске климат похолоднее, чем в Подмосковье. А стоимость дорог там в разы ниже. Нет, надо копать глубже – в смысле, искать другие, менее явные причины такой разницы.

Послушаем объяснение главного эксперта по дорогам. Министр транспорта так ответил на следующий день на вопрос президента: "Дорога дороге рознь. Есть дороги, которые мы строим с нуля, – это одна цена. Есть дороги, которые были построены 50 и более лет назад. Скажу, почему дорого. Во-первых, в стоимости дороги у нас заложены средства на выкуп земли, перенос коммуникаций, на расселение жителей из зоны строительства, а это примерно 30% от стоимости одного километра дороги. Второе: у нас устаревшие нормативно-правовая база и строительные регламенты, технологии, которым 20 и более лет".

Что касается технических норм и особенно технологий – тут спорить не принято, они у нас устаревшие по определению (хотя, глядя на технику, которая ремонтирует московские дороги, этого не скажешь). А вот включение в цену дороги средств на выкуп земли – более чем спорный тезис. Во-первых, даже если отнять упомянутые министром 30% от стоимости московских дорог, все равно получится рекордная сумма в $170 млн за километр. А во-вторых... Вот что говорит по этому поводу президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин: "Дороговизну трасс объясняют тем, что мы учитываем расселение людей, живущих на месте строительства, выкуп земли и т. д. А иностранцы, мол, считают только стройматериалы. Лукавят наши дорожники. Их заграничные коллеги вмещают в сумму (минимум в три раза меньше нашей) и покупку земли, и сами работы, и – что нам и не снилось – оборудование парковок и даже установку телефонов". Итак, министерские объяснения тоже "не катят".

Тогда в чем же, наконец, причина дороговизны? А она таится в методах ведения бизнеса в нашей стране. Точнее, того бизнеса, который "осваивает" бюджетные средства. "При строительстве около 85% российских дорог можно найти финансовые нарушения: в сметах приписываются "левые" суммы и завышаются объемы выполненных работ. А ведь на это идут народные деньги из госказны", – подчеркивает Павел Горячкин. Реальные затраты на дорожное строительство подсчитать очень трудно, еще труднее определить, где и на чем строители "сэкономили" (пока не появятся колеи в асфальте).

Не удивительно, что никто, кроме государства, не хочет финансировать строительство дорог, несмотря на активные призывы и программу заключения концессионных соглашений. При практикующейся в дорожном строительстве "бухгалтерии" ни один частный инвестор не сможет получить даже минимальной прибыли – вот и нет концессий. С другой стороны, приходу частного капитала, который привнесет прозрачность в расчеты, сопротивляется сама система. А также местные власти, которые не хотят отдавать на откуп концессионерам придорожную инфраструктуру.

Лишь в этом году наметился первый проект: "Росавтодор" (госкорпорация, специально созданная для строительства и обслуживания платных федеральных трасс) и ООО "Северо-Западная концессионная компания" (консорциум, сформированный европейскими компаниями Vinci и Eurovia) подписали концессионное соглашение о строительстве нового скоростного участка трассы "Москва – Санкт-Петербург" (15 – 58 километров). Протяженность участка составляет около 43 км, а общая стоимость строительства оценивается в 60 млрд рублей. Заметьте: получается всего по 1,4 млрд рублей, или $47 млн на километр: дешевле, чем в Сочи и уж тем более – чем в среднем по Москве. Вот что значит частный инвестор и другая бухгалтерия!

Впрочем, и в этом проекте 23 млрд руб. будет выделено правительством РФ, остальные привлечет сам консорциум. В частности, уже решено, что ВЭБ предоставит "Северо-Западной концессионной компании" кредит в сумме 5,8 млрд руб., который в случае необходимости может быть увеличен до 10 миллиардов. Еще порядка 15 млрд руб. подкинут европейцы – ЕБРР и ЕИБ. ЕБРР в этих целях планирует выпустить рублевые облигации, которые будут выкупаться за счет средств пенсионных накоплений, находящихся в управлении государственной управляющей компании (ВЭБ). То есть даже пенсионеры примут участие в финансировании нового автобана – что называется, всем миром.

Но и этого оказалось недостаточно: пришлось сразу запланировать завышенный тариф на проезд по еще не построенной дороге. Хотя "Росавтодор" установил, что тариф за проезд по новым автобанам будет "социально-умеренным" – 1 руб. за 1 км для легковых автомобилей, на трассе, которую построит "Северо-Западная концессионная компания", он составит 3,6 рубля за километр. Просто концессионеры сделали поправку на российские "правила" и поняли: иначе вложения не окупятся даже за 25 лет.

Невольно вспоминается фраза, сказанная, якобы, японцами: чтобы не строить дороги, русские придумали "уазик". Возможно, внедорожники – это действительно выход для страны? А то уж больно дороги дороги выходят – и для государства, и для автомобилистов.

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2009/12/10/858479.shtml
Смотрите также: Введение платных дорог обернется большой войной | Россию опутали дороги смерти
X

Благодарим Вас за подписку!

Пожалуйста, проверьте свой электронный почтовый ящик для подтверждения подписки.

Не пришло письмо?

Выполните следующие действия для решения проблемы:

1. Убедитесь в правильности введённого адреса электронной почты.

2. Проверьте папку "Спам".

3. Подождите несколько минут и снова проверьте почту.

Также в разделе

Литва судится с Белоруссией

Вильнюс возмущен тем, что Минск ведет строительство АЭС "в условиях нечестной экономии затрат"

Санатории дотянут до звезд

Путин провел на Алтае выездное заседание Госсовета по развитию курортного комплекса страны

Москва назвала Минску цену за газ

РФ и Белоруссия смогли договориться и разработали абсолютно новую формулу реализации голубого топлива

ЕС поставит Google на счетчик

Вероятность того, что правообладатели обменяют свои "эксклюзивные права" на трафик, весьма высока
В других разделах
Новости партнеров